Киоск – очаг культуры или шаурмы?

Гости из Казани оценили прогрессивный опыт липецкой "Роспечати"

Не так давно в Липецке побывала Делегация Татарстана во главе с первым заместителем руководителя  республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям  Фаритом Шагиахметовым. Гости приезжали за прогрессивным опытом работы, которым на всю страну прославилась липецкая ЗАО «Роспечать».   Сегодня мы публикуем заметки об этой поездке одного из членов татарской делегации - заместителя председателя Союза журналистов Республики Татарстан, главного редактора газеты «Казанские ведомости»  Венеры Якуповой. 

На одной из улиц Липецка нас пригласили в просторный киоск «Роспечати». Середина дня, а два киоскера не скучают. Буквально в четыре руки обслуживают покупателей, которые то и дело заглядывают в окошечко, прося газету или журнал. Весь ассортимент, в основном это газеты и журналы, хорошо виден с улицы. Площадь киоска – 19 метров, есть где товар разложить. Если покупатель не сориентировался – киоскеры тут же спешат на помощь. На их лицах приветливые улыбки, на разговоры с покупателем они не скупятся.  В результате за день к киоску подходят примерно 1500-2000 горожан, из них 600 делают покупки (в Казани этот показатель удручающе низок: примерно 112 покупателей).  При этом в Липецке проживает 506 тысяч  человек, а в Казани – 1 миллион 176 тысяч. Откуда же в Липецке такая любовь к чтению?

Оказалось, что местная власть взяла курс на то, чтобы сохранить у своих читателей привычку к чтению газет и книг. Ее встревожили социологические замеры, свидетельствовавшие, что в молодежной среде читать становится не модно, не престижно. Тогда губернатор области Олег Королев начал создавать все условия для продвижения культуры чтения в массы.  Кстати,  в Липецке решительно отказали москвичам, пытавшимся захватить местную розничную сеть. ЗАО «Роспечать» Липецка получила в аренду землю под киоски сроком на 10 лет по фантастически дешевой цене – 12 рублей  за один квадратный метр. (В Казани стоимость земли под аренду киоска колеблется от 500 до 1000 рублей).

…И власть области выступила с инициативой: «Липецк – самый читающий город в России среди молодежи». Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области стало регулярно проводить специальные рекламные кампании по пропаганде культуры чтения среди молодежи. Например, в прошлом году был организован конкурс социальной рекламы на тему: «Брось мышку – возьми книжку!»  Также было проведена акция «Книгофонд» – самые известные люди Липецка и области, менеджеры крупных кампаний,  губернатор, депутаты, общественные деятели передали волонтерам свои самые любимые книги с дарственными надписями. Затем книги были розданы студентам липецких вузов. В 2013 году в Липецке было организовано движение «Буккроссинг», когда прочитанная книга отдается любому желающему ее прочитать. А киоски «Роспечать» украсила наружная реклама «Люди Ч», отражающая новый для Липецка тренд – читать модно и престижно, особенно в молодом возрасте.  Когда власть объединила  усилия распространителей газетно-журнальной продукции, книготорговцев, библиотек, то интерес к чтению в молодежной среде вырос на 14 процентов, констатировали социологи.

– Интерес к чтению печатных изданий у населения не падает, – утверждает Дмитрий Белокопытов – начальник управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области. – Просто в эпоху бурного развития Интернета, торговля периодикой и книгами  должна быть максимально приближена к читателю и, я бы сказал, организована на высоком культурном уровне. Наши киоски «Роспечати» притягивают взгляд, они действительно «блестят обложками журналов», пестрят яркими газетными заголовками. И, проходя мимо, сразу ловишь себя на мысли: «Что бы почитать?»

В чем прелесть липецкой «Роспечати»?

 - Газету, которую мы делаем с душой, в Липецке с душой продают, - утверждает Юрий Иванович Таранцов, генеральный директор воронежского издательства «Свободная пресса», крупнейший партнер липецкой ЗАО «Роспечать».

Этому есть ряд наглядных подтверждений. В ЗАО «Роспечать» не берут с новых клиентов никакой платы за вход в сеть.  Киоски – их 176,  а в Липецке - 99, в области - 77,  работают в будни с 6 утра до 20 часов, в воскресенье с 8 до 20 часов без перерыва и выходных. Доставка свежей прессы в киоски осуществляется трижды в день. Всех киоскеров, а это 346 человек,  руководство «Роспечати» обеспечило мобильными телефонами, чтобы продавцы могли оперативно обмениваться информацией об остатках или дефиците.

Торгует липецкая «Роспечать», в основном,  газетно-журнальной продукцией. Доля сопутствующих товаров составляет всего 12-18 процентов, и это только книги, канцтовары, игрушки. (В отличие от казанских киосков, в липецких нет ни продуктов, ни табака). Средний товарооборот – 238 тысяч  рублей в месяц, в киосках размером побольше - свыше 600 тысяч  рублей. Уровень рентабельности в кампании 5-7 процентов. Средняя зарплата киоскеров – 14-16 тысяч рублей. У тех, у кого товарооборот максимальный, она достигает 21 тысячу рублей. На такую зарплату можно привлечь весьма квалифицированных продавцов, поэтому их в Липецке большинство.  (К сведению, в Казани большинство киоскеров получает 6-8 тысяч рублей.)

- Липецк - единственный город, где у нас растут тиражи, - говорит Таранцов и объясняет почему: - Власти Липецкой области установили щадящие тарифы для сети распространения периодической печати. Это обернулось  и большим товарооборотом, и ростом тиражей. В итоге – всем хорошо!  И издателям, и распространителям, и читателям. Об этом мечтают многие издатели в России, но пока делают это только в Липецке. 

Кадры решают все

Всей киосковой сетью ЗАО «Роспечать» более 30 лет руководит Валентина Полуказакова. Она ведет свое дело так, что власти идут ей навстречу, а криминал отступает, наткнувшись на решительное: «Не продается!» Это руководитель, в котором высокий профессионализм и требовательность сочетаются с человеческим отношением к тем, кого она берет в свою команду.

Что немаловажно,  к продажам Валентина Ефимовна привлекла большое количество  педагогов, вышедших на пенсию. В силу своей профессии умеют эти люди продвигать культуру чтения! В Липецке люди идут в киоски за хорошим настроением, пообщаться с киоскерами, которые всегда доброжелательны, приветливы и в курсе новостей. А в России жалуются на нехватку киоскеров. Проблему руководство ЗАО «Роспечать» решает  не только с позиции зарплаты - здесь создали привлекательный соцпакет для своих сотрудников. Неудивительно, что за глаза в коллективе «Роспечати» Валентину Ефимовну называют мамой.

Власти Липецкой области смотрят на киоск как на очаг культуры, а наши видят в них всего лишь объекты мелкорозничной торговли. В итоге на улицах Казани вместо очагов культуры появляются киоски «Шаурма». Увиденное в Липецке заместитель руководителя республиканского агентства Фарит Шагиахметов комментирует так:

- Власть обязана заботиться о том, чтобы население было не только физически здорово, но и духовно. Она обязана воспитывать личность. Нация будет культурна, образована, воспитана только в том случае, если для этого будет созданы условия. Доступные услуги по получению и распространению качественной информации входят в их число.

Когда-нибудь губернатор Олег Королев и руководитель ЗАО «Роспечать» Валентина Полуказакова войдут в историю Липецкой области как подвижники, всячески стремившиеся сохранить у населения привычку к чтению газет и книг. Валентина Ефимовна рассказала нам о беспрецедентном случае в ее практике. Несколько лет пожилой житель райцентра Усмань  писал ей письма о том, что вынужден проезжать шесть остановок, чтобы купить газету в киоске. Ветеран войны и труда настоятельно требовал свежей газеты к утреннему чаю. А Усмань - это малонаселенный город, в котором накладно содержать киоски. Однажды в кабинете у Полуказаковой раздался телефонный звонок. Звонил губернатор: «Ну что, поставим нашему ветерану киоск поближе?» До самого верха добрался с жалобой любитель газетного чтения. И жаждавшему свежую газету к утреннему чаю поставили киоск. Так система повернулась лицом к одному человеку! Вспоминая об этом, Валентина Ефимовна с улыбкой качает головой: «Дает нам этот киоск в месяц тыщ тридцать пять, но держим. А как же наша деловая репутация: свежая газета к утреннему чаю?»

 

Источник: LipetskMedia.ru