Темой конференции в этом году стали негативные тенденции в экономике распространения печатной продукции, а именно – падение продаж печатных СМИ и снижение рентабельности торговых точек прессы.
В мероприятии приняли участие представители издательского и распространительского бизнеса, отраслевых организаций и депутаты Воронежского областной Думы.
Конференцию открыл А.А. Лапин, председатель Комитета Воронежской областной Думы по местному самоуправлению, связям с общественностью и СМИ, председатель Наблюдательного Совета ИД «Свободная пресса», который в своём выступлении сделал акцент на необходимости консолидации медиасообщества в период экономических трудностей в отрасли.
Далее к участникам конференции обратился И.А. Тимофеев, генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» и представил обстоятельный доклад о положении дел в киосковых сетях Воронежа, привёл примеры успешной работы киосков и достижения ими высокой рентабельности.
Большой интерес собравшихся вызвало выступление Ю.И. Таранцова на тему «Роль издателей в решении проблем распространителей: диалоги с властью на всех уровнях».
С докладом на тему «Рынок прессы в России и за рубежом. Опыт, тенденции последнего времени» выступил А.В. Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции. В своём выступлении он раскрыл состояние и тенденции рынка печатных СМИ России. В качестве одного из возможных путей вывода киосковых сетей из экономического кризиса докладчик предложил применять на рынке квазиагентские договоры между издателями и распространителями. В этом случае издатели могли бы взять на себя оплату логистики своих изданий до киосков прессы. Эта мера могла бы спасти киоски как важнейший инструмент продвижения газет и журналов. В противном случае при уничтожении и экономической гибели киосков прессы издательская продукция может остаться в типографиях.
На конференции был представлен обстоятельный доклад о сегменте рынка – патворках. Затем развернулась бурная дискуссия по этой теме. Ряд делегатов, в основном частные предприниматели, имеющие несколько киосков прессы, подвергли резкой критике политику издателей по поставке коллекционных изданий, при которой заявки на поставку постепенно выполняются во всё меньшем объеме, а часто не выполняются вообще. Это вызывает большое неудовольствие покупателей, которые не в состоянии целиком собрать коллекцию, например, танка или самолета. Претензии предъявляются киоскерам, покупатели грозят обращениями в суд в связи с нарушением их прав как потребителей. Некоторые выступающие сравнивали проекты с патворками со своеобразной «финансовой пирамидой» издательских домов.
В этой дискуссии прозвучало конструктивное предложение ИД «Бурда» о внедрении модели подписки на патворки, которая дает гарантии 100% получения заказа. Подобный эксперимент в Астраханской области дал очень хороший результат. Идею поддержали многие распространители, но особенно ярко и эмоционально – генеральный директор липецкой «Роспечати» В.Е. Полуказакова.
В ходе конференции также обсуждались возможности увеличения рентабельности киосковых сетей, аспекты взаимодействия издателей, распространителей и ритейлеров и способы конструктивного диалога с органами местного самоуправления.
Участники конференции приняли обращение к президенту Российской Федерации В.В. Путину, в котором высказали предложения по государственной поддержке киосков прессы.
Пресс-служба АРПП