Когда в 2010 году к власти в Нижнем Новгороде пришли предприниматели Олег Сорокин и Олег Кондрашов, малый и средний бизнес вздохнули с облегчением — ворон ворону глаз не выклюет. Предпринимательская прослойка города стала ждать расширения возможностей, интересных инициатив и смягчения правил игры в мегаполисе. И дождалась закручивания гаек. Особенный гнев новых управленцев всегда вызывала уличная торговля и общепит, от которых на самом деле не сумел отказаться ни один город Европы. Звучали пожелания сократить ее объемы вдвое. Наконец, в 2011 году администрация Нижнего Новгорода представила график проведения открытых аукционов, на которых должны были быть разыграны права на размещение нестационарных объектов торговли. Система прежних арендных договоров подлежала отмене. По сути, городские власти объявили войну несанкционированным торговым точкам, преследуя цель сократить их количество, а не получать с них доходы в бюджет. Малый бизнес заявил о нарушении своих прав, ссылался на западный опыт, однако остался неуслышанным. Учитывая ужесточение налогообложения, число индивидуальных предпринимателей в Нижегородской области стало уменьшаться.
Мест нет
Единая концепция размещения объектов нестационарной торговли была принята 14 октября 2011 года (Постановления главы горадминистрации Нижнего Новгорода № 4344, № 4345, № 4346). Тогда эти документы вызвали много возражений со стороны самих торговцев. По их мнению, концепция была не продумана. Претензии предъявлялись к самой процедуре (по словам предпринимателей, нужно было полностью «очистить» место, а потом снова подключать объект к сетям, даже если арендатор не менялся), стоимости места, а также к борьбе с несанкционированной торговлей. Срок действия предыдущей схемы истек 28 февраля 2013 года, с принятием новой власти не спешили. И вот в конце апреля в этом деле была поставлена точка.
В итоговом варианте документа, который будет действовать пять лет, а не два, как предшествующий, в городе определено 2579 мест размещения нестационарных торговых объектов, среди которых киоски, автоприцепы, павильоны, палатки и прочее. Свободным числится 761 место. Сроки размещения торгового объекта на городской земле различны и зависят от вида: автоцистерны с молоком, автоприцепы, как правило, получают на аукционе право на год работы, киоски — на три года, павильоны — на срок до пяти лет. А вот бочкам с квасом положено всего полгода.
«Власть должна показывать силу»
Придуманные городскими властями правила вызвали неорганизованную панику среди предпринимателей. Они отметили серьезное сокращение торговых мест — более чем в два раза — с 5,5 тыс. до 2,5 тыс. Подобные цифры в конце 2011 года озвучивал министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза. Однако городские власти не сочли нужным пересмотреть количество торговых точек в схеме, считая, что предусмотренных вполне достаточно для города-миллионника. Исполнительный директор НРО «Опоры России» Ирина Войнова сообщает, что речь шла «о трех тысячах легальных объектов», и откуда взялась цифра в 5,5 тыс., ей неизвестно. Поэтому она уверена, что подавляющее число работающих предпринимателей сохранят за собой свои места.
Председатель Ассоциации предпринимателей Нижегородского района Максим Старостин оценивает ситуацию менее оптимистично: «Положительный момент — людям продлевают аренду на 3–5 лет. Это большой шаг вперед, и мы считаем это заслугой общественных организаций, в том числе и нашей. Однако в городе порядка 5 тыс. торговых точек, и многие в схему не попали. Конечно, они могут подать соответствующую заявку на комиссию. Однако стоит понимать, что комиссия собирается раз в квартал, и рассмотреть 2,5–3 тыс. объектов за раз (или даже за два) нереально. Между тем у нас действует Постановление 31.13, согласно которому могут признать незаконным любой объект, не вошедший в схему, и снести его без суда и следствия в течение 3–7 дней. К тому же не факт, что комиссия включит тот или иной объект в схему — они чаще исключают какую-нибудь точку, чем включают».
Председатель постоянной комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству гордумы Нижнего Новгорода Игорь Тюрин отмечает, что за последние полтора года, когда шла работа над концепцией, многие депутаты встречались с предпринимателями, и в процессе обсуждения было сделано много уточнений. Таким образом, большинство заинтересованных предпринимателей, чьи точки соответствуют санитарно-гигиеническим и иным требованиям, в схему размещения все же вошли. «Вряд ли мы будем делать больше мест, — резюмирует депутат. — Конечно, есть недовольные, они будут всегда. Однако стоит понимать, что закон есть закон, и власть, чтобы ее уважали, должна показывать силу, мы не можем быть добрыми для всех».
Розница в розницу
Второй вопрос, который возникает у малого бизнеса, — это цена размещения. В конце 2011 года сами предприниматели рассказывали о том, что город собирает по 100 тыс. руб. за цистерну с квасом, и прочие пугающие истории. Однако в конце мая прошлого года замглавы городской администрации Владимир Привалов поведал, что система расчета цены за торговое место довольно гибкая, многие могут получить участок на льготных условиях. Так, средняя стоимость аукциона составляет менее 50 тыс. руб., что существенно ниже, чем платят уличные торговцы в большинстве других крупных городов России.
Как показывает практика, опасения со стороны предпринимателей не были лишены оснований. Рассмотрим документацию с одного из аукционов на размещение объектов нестационарной сети. Есть лот — автоприцеп с кулинарией, который планирует торговать на улице Рождественской, у трамвайной остановки «Речной вокзал». Стартовая цена — 155 тыс. руб., срок размещения 2013—2014 годы. На аукционе цена может быть повышена за счет конкуренции. Но если отталкиваться от стартовой цены, то в месяц плата составит около 10 тыс. руб. Проблема в том, что эти деньги надо выплатить сразу.
Стоит также учитывать, что стоимость точки зависит от ее расположения. Та же улица Рождественская — это центр города, улица, рассчитанная на туристов и работников многочисленных офисов. Поэтому ставки столь высоки. На остановке общественного транспорта «Казанское шоссе»,
где за день проходит не меньше, а то и больше людей, место стоит 129,3 тыс. руб. На улице Радужной (в районе автостанции «Сенная») размещение автоприцепа на такой же срок обойдется в 51,7 тыс. руб., то есть уже в три раза дешевле. А если согласиться торговать на улице Раевского (в глубине жилого массива от проспекта Ленина), то это будет стоить 37,6 тыс. руб.
«Больная мозоль города»
Разумеется, всех волнует судьба точек, которые вдруг стали нелегальными. Среди них есть как предприниматели, которым просто не хватило компетенции пройти все процедуры легализации, так и гастарбайтеры с лотками, бабушки с солениями и вязаными носками. Последние не боятся сноса, а потому имеют тенденцию после разгона вновь возвращаться на свое место. Поэтому бороться с нелегальной мелкорозничной торговлей власть намерена денежным методом.
В феврале директор департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации Нижнего Новгорода Ирина Семашко поддержала идею поднять планку и выйти с соответствующей инициативой в Законодательное собрание Нижегородской области. На сегодняшний день максимальная сумма штрафа в качестве наказания за нестационарную торговлю в отношении физических лиц составляет 5 тыс. руб., должностных лиц — 50 тыс. руб. Городские власти хотят увеличить штрафы для юрлиц до 200–250 тыс. руб., что видится им действенной мерой. Для малого предпринимателя уплата такого штрафа зачастую будет означать конец бизнеса.
«Мы с нелегалами боролись и будем бороться, — говорит Игорь Тюрин. — Сейчас создаются в каждом районе специальные комиссии, которые будут заниматься подсчетом объемов нелегальной торговли, выявлением несанкционированных точек». Также депутат отметил, что на данный момент, по его личному впечатлению, теневой уличный рынок довольно большой — порядка 1 тыс. точек, может быть, и больше.
Особенно критическое положение у киосков, в которые в свое время по требованию санитарных органов и городских властей были подведены вода и канализация. Теперь они обладают признаками стационарных объектов, но в схеме не предусмотрены. Такие объекты ждет снос.
Независимые эксперты отмечают, что у нижегородских властей интересный взгляд на уличную торговлю. Если в Европе она зачастую берет корни из традиций и тешит не только жителей, но и туристов, то в Нижнем Новгороде к ней относятся как к злу. Как говорит Игорь Тюрин, «уличная торговля — это больная мозоль города».
2579 объектов нестационарной торговли вошли в схему на 2013—2017 годы
761 место свободно под размещение торговых объектов
72 пункта торговли свободны в муниципальных парках «Швейцария» и «Автозаводский»
20 летних кафе свободны в Нижнем Новгороде
10 палаток предусмотрено на территории пешеходной зоны ул. Рождественской
5 лет будет действовать новая схема объектов нестационарной торговли в Нижнем Новгороде
Объекты нестационарной торговли в Нижнем Новгороде,
вошедшие в схему на 2013—2017 годы
Месторасположение |
Всего |
Свободно |
Объекты нестационарной торговли |
||
Автозаводский район |
668 |
226 |
Нижегородский район |
282 |
89 |
Канавинский район |
279 |
75 |
Московский район |
259 |
64 |
Ленинский район |
249 |
95 |
Советский район |
228 |
19 |
Сормовский район |
206 |
48 |
Приокский район |
153 |
53 |
МП «Автозаводский парк» |
76 |
45 |
МП «Швейцария» |
80 |
27 |
Летние кафе |
||
Улица Рождественская |
10 |
0 |
Нижний Новгород |
89 |
20 |
Всего объектов по городу |
2579 |
761 |
Ирина Войнова
Исполнительный директор НРО «Опоры России»
Мне кажется, что эта схема так долго утверждалась именно потому, что в данном случае была проделана большая работа: проведено много совещаний и рабочих встреч, учтено множество замечаний предпринимательского сообщества. На данный момент, возможно, схема несовершенна, но по сравнению с тем, что было пару лет назад, это большой шаг вперед.
Надо отметить, что «потеряли» мы совсем немного точек. И в большинстве случаев объекты, которые не вошли в схему, не соответствуют определенным требованиям, в том числе и эстетическим. Все-таки предприниматели должны не просто просить места, но и предлагать решения с соответствующим дизайном. Мы ездили на встречу в Коломну, и там объекты нестационарной торговой сети выглядят просто как игрушка. Я по-хорошему позавидовала городу — видимо, там администрация сумела наладить взаимодействие с предпринимателями. Думаю, в Нижнем Новгороде, если бизнес будет выходить с подобными предложениями — не просто торговая точка, но и интересное дизайнерское решение, которое будет украшать наш город, — то ему пойдут навстречу.
Максим Маткин
Член правления НПЗП
«Торговые люди»
Об этой схеме говорят уже два года, она не раз утверждалась, пересматривалась, но то и дело слышно, что недоволен тот или иной предприниматель. Порядок надо наводить раз и навсегда. Администрации города следует наконец-то досконально разобраться с этим вопросом, так как в этом сегменте до сих пор нет прозрачности. Пока часто непонятно, на каких основаниях кто где стоит — некоторым еще в 90-е годы разрешение выдали, и они этим документом везде тычут, говоря, что у них тоже есть право. Также нужно разработать четкие требования к объектам — например, наличие собственно производства, количество работающих, соблюдение санитарно-гигиенических требований и прочее. Пока все однозначно не будет определено, порядка не будет.
Думаю, что глава администрации проигрывает эту войну. Это закономерно. Потому что эту проблему должны решать не депутаты, которые имеют лишь теоретическое представление о проблеме, а рабочие группы из предпринимателей, которые знают, что такое уличная торговля на практике.
Александра Елина
Источник: Биржа