Так называемые гиды СМИ содержат описание некоторых цифровых изданий, но полноценный охват всех из них кажется слишком сложной задачей. Трудно дать даже приблизительную цифру, сколько чисто цифровых медиа существует в Испании, можно лишь привести оценку этой цифры.
Согласно данным, опубликованным Управлением по вопросам СМИ, в Испании выпускаются лишь 37 цифровых газет (без разделения на чисто цифровые версии и те, что также выпускаются на бумаге). Тем временем, в каталогах, которые можно найти в Интернете, опубликованы более высокие цифры. Guíademediosdigital.com оценивает рассматриваемый показатель в почти 900 онлайн-СМИ (включает в себя издания, имеющие бумажную версию, журналы и веб-сайты, даже сайты передач на телевидении).
Следует вернуться к 2005 году, когда к десятой годовщине цифровой печати в Испании была опубликована книга «Цифровые СМИ: Влияние Интернета на СМИ в Испании». В ней был представлен список из 1.274 журналистских изданий, на тот момент активных в Интернете (из них 60% были изданиями общей информации). Еще один факт, 4 из 5 цифровых СМИ на тот момент имели бумажные версии, и только 21% «зародились» непосредственно в Интернете.
В наши же дни AEEPP (Испанская Ассоциация издателей периодической продукции) заявляет, что ее членами являются 763 цифровых издания, хотя Карлос Астис (Carlos Astiz), Генеральный секретарь Ассоциации, считает, что может существовать до 3.000 цифровых медиа. Среди электронных изданий, которые являются частью Ассоциации, есть и крупные ежедневные газеты (такие, как «20 minutos»), и узкоспециализированные журналы по разнообразным тематикам. Последние часто имеют бумажную версию, их цифровая версия является дополняющей, и основные доходы поступают от «бумаги».
Данную оценку также разделяет Фернандо Гарсия Монгэй (Fernando Garcia Mongay), организатор Конгресса цифровой журналистики. «Если не принимать во внимание различные блоги, существуют сотни и даже, возможно, тысячи электронных публикаций, которые могут рассматриваться как СМИ. Они имеют различные размеры и тематику (от общей информации до узких тем)». По его мнению, великая революция произошла с появлением «горячих новостей» (Breaking News), которые обеспечили распространение информации по всему миру с такой скоростью, что некоторые новости становятся стары уже через несколько секунд после их появления».
В условиях кризиса в традиционных СМИ за последние месяцы возникло большое количество цифровых изданий с различными формулами для достижения рентабельности. Начиная с существования партнерств, где за небольшую плату предоставляется доступ к контенту (например, в diario.es и infolibre.es), до проектов, профинансированных через краудфандинг, т.е. посредством коллективного сбора средств (такими, как FronteraD).
По словам Астиса, в будущем тенденция направится к «средствам массовой информации, специализирующихся на узких нишах, при условии, что речь будет идти об экономически жизнеспособных секторах рынка».
С учетом кризисной ситуации в секторе средств массовой информации, некоторые цифровые СМИ, особенно исключительно цифровые СМИ, смогли стать прибыльными. Об этом заявил Игнасио Эсколар (Ignacio Escolar), директор eldiario.es, в конференции "СМИ: На пути к смене парадигмы», организованной FAPE (Федерацией испанских ассоциаций прессы). «Цифровая журналистика в целом выгодна, но я боюсь, что аналоговые средства массовой информации не смогут быть устойчивыми», – заявил он со ссылкой на elconfidencial.com.
Эксперты, собравшиеся на мероприятии «Nethinking 2013», говоря о новых медиа в эпоху цифровых технологий, пришли к выводу, что «происходит распад традиционных моделей, и одновременно появляется огромное количество новых. До сих пор неясно, которая из них будет преобладать. Экономический кризис ускорил переход на цифровую модель, но великие традиционные СМИ все еще сопротивляются этой метаморфозе. Преимуществом новых цифровых СМИ является то, что они приходят со средствами для функционирования и общения непосредственно в цифровой среде».
Автор: Е. Диас (E.Diaz)
Источник: media-tics.com