Судьба региональной прессы

Местная пресса сегодня самый влиятельный медиаресурс на муниципальном информационном пространстве России. Издается около 3,7 тыс. городских, районных, областных и республиканских газет общим разовым тиражом более 49 млн экз. 77% названий — это городские и районные газеты, их тираж составляет около 50%. Кроме того, в регионах распространяются выпуски как столичных: «КП», «МК» АиФ», так  и региональных сетевых изданий: «Родной город», «PRO Город», «Житье/Бытье»

Cобственник имущества около 30% редакций — муниципальные образования. Государственной формой собственности (субъектов РФ) является примерно столько же редакций. К частным себя причисляет одна треть редакций. Однако, в реальности, многие из них не являются таковыми. Например, учредителем ОАО «Татмедиа» (54 муниципальных газеты) выступает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Учредителем ОАО «Издательский дом «Мичуринск» (27 газет) — Комитет по управлению имуществом Тамбовской области. Процесс перевода региональных государственных СМИ в частную собственность был активизирован после памятного заявления президента Медведева о заводах-газетах-пароходах. Часто вообще никто не может сказать, кому конкретно принадлежит тот или иной медиаресурс. Влияние на прессу осуществляется через подконтрольные коммерческие структуры или аффилированных частных лиц.

Вопреки выступлениям официальных лиц, влияние государства на региональную прессу не только не ослабевает, оно усиливается. Получила распространение практика по объединению районной и областной периодики в единые издательские дома, холдинги. Дело дошло до ликвидации в отдельных регионах России редакций районных и городских газет как юридических лиц и должностей редакторов. Вместо них — теперь директоры филиалов.

Около трети доходов государственных и муниципальных редакций составляют бюджетные субсидии. Механизм оказания поддержки в реальности часто зависит от всего одного фактора — степени лояльности редакции конкретному чиновнику. Политика региональных, а особенно муниципальных властей в отношении СМИ в значительной степени носит инструментальный, конъюнктурный характер и ориентируется на достижение краткосрочных и изменчивых утилитарных целей. Наиболее недальновидные и медианеподкованные чиновники стремятся максимально ограничить зону действия СМИ и упростить взаимодействие с журналистами до уровня отдачи распоряжений. Не редкость сегодня подписание полос в печать, осуществляемое в местных администрациях.

Усиление контроля над содержанием и зависимость от бюджетного финансирования приводит к ориентации значительного числа редакций на власть, как на ключевой сегмент своей аудитории. Из списка возможных авторов отсекается значительная часть местного сообщества, в том числе наиболее активные граждане, имеющие и отстаивающие собственное мнение. Отстраняясь от анализа событий, значимых для большинства жителей, редакции подменяют реальную повестку дня надуманной. Они могут демонстрировать современный дизайн, читабельные статьи различной тематики, но их контент характеризуется монологичностью, узким кругом авторов и персонажей, отсутствием широкой дискуссии по рассматриваемым проблемам. Монетизировать «служение в интересах местных сообществ» не получается.

Рыночные способы получения доходов: продажа рекламы и тиражей — все реже способны погашать редакционные издержки.

Вот парадокс. Городские и районные издания сегодня показывают насыщенность, недостижимую ни для федеральных, ни для областных газет. У более половины редакций один экземпляр газеты приходится на 7-10 человек. Доходы от реализации тиража падают ежегодно. С одной стороны, население не может или не хочет платить реальную цену за газеты. С другой — все острее проблемы распространения. И это, по признанию газетчиков, пострашнее Интернета.

Многие редакции не только не получают прибыль, но и терпят убытки от подписки. Почта не способна полноценно выполнять обязательства по доставке периодики. Так, недавно в Ставропольском крае из-за забастовки почтальонов была сорвана подписная кампания местной газеты.

Проблемы дистрибуции вытесняют с рынков наименее прибыльные проекты, а такими, по определению, являются общественно-политические газеты, толкают редакции на поиски спонсоров. «Силовая поддержка» тиражей властными структурами (принудительная подписка бюджетников или привлечение средств бизнеса) в обмен на лояльность стала привычной формой неформального договора между чиновниками и журналистами.

— Администрация города и городской Совет народных депутатов практически в полном составе подписывается на газету, регулярно проводят анализ хода подписки, предпринимают конкретные меры для ее роста, — не стесняется делиться опытом журналист из Тамбовской области.

— Стоимость подписки на нашу газету — 100 рублей в год, — продолжает тему его коллега из Московской области. — Остальное погашается из местного бюджета.

Сравнительно небольшое количество изданий пока распространяется с помощью собственных сетей. Однако около половины редакций городских и районных газет не только сравнительно компактной Челябинской области, но и неплотно населенного протяженного Забайкальского края, уже построили альтернативное распространение.

Вряд ли проблемы распространения могут быть объяснены исключительно как стремлением почтового ведомства минимизировать затраты, неизбежно

возникающие при осуществлении доставки на протяженных и малолюдных территориях для населения с низкой покупательной способностью. Формирующаяся в парадигме вертикали информационная политика государства направлена на достижение максимального информационного охвата с помощью нескольких общенациональных СМИ, более поддающимися управлению из одного центра. И косвенно ли, объективно ли — направлена на уменьшение числа «бесконтрольных» местных изданий.

Наиболее распространенным способом выживания коллективов редакций становится информационное обслуживание власти. «Установка газеты, финансируемой мэрией, взвешенно и позитивно показывать горожанам работу мэра и городских чиновников», — откровенничает молодой сотрудник муниципальной газеты из Новосибирска. Около половины редакций, по признанию их сотрудников, регулярно публикует скрытую рекламу.

Низкая заработная плата (в среднем около 10 тыс. руб.), социальная незащищенность, недостаточное количество предложений на местных рынках труда сковывают инициативу сотрудников редакций. Второе десятилетие региональная пресса переживает негативную селекцию кадров. После отмены государственного распределения выпускников вузов, которое содействовало постоянному притоку в «низовую» печать молодых специалистов, в редакции из другой профессиональной и культурной среды пришли тысячи человек. Они часто не имеют понятия о теоретических и практических аспектах, специфике и этических нормах профессии, что приводит к падению профессионализма и размыванию моральных стандартов. Сотрудники редакций перманентно пребывают в ситуациях, когда отсутствуют ясные и четкие правила того, как следует себя вести.

С одной стороны, наиболее социально активные группы населения предъявляют к журналистам требования безусловного выполнения общественных функций. С другой — при отсутствии новых формализованных правил и традиций безопаснее и удобнее работать в рамках привычной формулы: кто платит, тот и заказывает музыку. Значительная часть коллег, как из государственных, так и из частных СМИ, питает иллюзии о возможности «писать правду» за счет поддержки спонсоров. Следование популярной в прошлом формуле «и деньги возьмем, и правду напишем» привело к исчезновению и того, и другого.

Главное препятствие успешной деятельности треть коллег видит в слабом экономическом развитии территорий. На втором месте — низкая общественная активность граждан, на третьем — недостаточная квалификация сотрудников. Вмешательство органов власти и наступление новых технологий — на третьем-четвертом месте. В числе иных причин называются снижение численности населения (в некоторых районах до 10% ежегодно), падение уровня образованности населения.

Муниципальная пресса, не способная догнать по интерактивности и открытости Интернет, теряет наиболее активную и экономически успешную аудиторию. Пока сети не могут заменить местную периодику для людей старшего и среднего возраста. Население малых городов и муниципальных районов по-прежнему воспринимает местную газету в качестве обязательного институционального атрибута. Взаимодействие с гражданами в оффлайне, помощь в решении бытовых проблем, публикация частных объявлений и поздравлений — главный конкурентный ресурс редакций. Тем не менее, широкое распространение новых технологий разрушительно воздействует на финансовую модель местной газеты.

Более половины опрошенных нами сотрудников редакций уверены, что их газеты никогда не станут экономически и политически самостоятельными. Некоторые вообще предлагают крайне пессимистичные варианты ответа типа: «Через 10 000 лет». Четверть коллег полагают, что издание общественнозначимой прессы вообще не может быть успешным медийным бизнесом.

Уникальный издательский опыт демонстрирует крупнейшая корпоративная профильная организация — Альянс независимых региональных издателей. АНРИ объединяет около 50 самостоятельных общественно-политических частных региональных газет — менее 1% от численности всей периодики этого формата. Это практически все, чего достигла отрасль за 20 лет рынка.

«Деловой Петербург», «Якутск вечерний», «Свободный курс», «Городские вести» (Ревда), «Вечерний Северодвинск» и другие смогли соединить прагматику бизнеса и традиции журналистики. За каждым устоявшим частным качественным изданием — талантливые журналисты, ставшие бизнесменами. Практически все, для того чтобы сохранить формат основного серьезного издания, выпускают линейку сервисных или развлекательных проектов, оказывают полиграфические услуги, ведут разные бизнесы. Ими сформулирована формула подлинной независимости: собственное производство контента, собственная полиграфическая база, собственная система дистрибуции.

Подведем итоги. Получается, что модель серьезной местной газеты — модель дотационная. Государственные и муниципальные издания подпитываются из бюджетов, частные — из других бизнесов владельцев. Очень сложно и почти невозможно сегодня выпускать и распространять аналитическую серьезную прессу за заработанные ею самой деньги. Тем более на экономически слабой территории с небольшим количеством платежеспособного образованного населения.

 Как будет складываться судьба региональной прессы?

Рассмотрим четыре варианта развития ситуации.

Первый. Дальнейшее усиление государственного влияния (субъект — региональные органы власти). Губернаторские структуры снижают влияние муниципальной администрации, жестко контролируют финансовые потоки и кадровую ситуацию, занимаются повышением квалификации сотрудников редакций.

Модернизируется дизайн изданий, создаются веб-сайты, в перспективе возможно — бесплатное распространение принта. Слабое или сильное звено варианта — личность руководителя регионального отраслевого органа власти. Развитие может обернуться просвещенным управлением или банальной «прихватизацией» ресурса.

Второй. Усиление влияния муниципальной власти. Кадровая чехарда, должность редактора занимает друг или родственник местного главы администрации. Сокращение штатов, депрофессионализация, маргинализация содержания. Постепенное превращение в бумажную и электронную газету приказов местной власти.

Третий. Массовая приватизация по указу сверху. Наиболее активные редакции, пытаясь максимизировать прибыль и минимизировать риски, возникающие при обращении к острой социальной тематике, неизбежно, в той или иной степени, воспроизводит таблоидную модель. Увеличивается количество заказных материалов и скрытой рекламы. Более пассивные сокращают объем и периодичность выхода, отдельные закрываются. Самостоятельными экономически, сохранившими общественнозначимое содержание становятся в лучшем случае не более 10% редакций.

Четвертый . Стагнация, продолжение ситуации, вяло текущей с начала 2000-х годов. Вымывание активной аудитории и наиболее квалифицированных сотрудников. Снижение собственных доходов, рост спонсорских субсидий, сокращение штатов. Приватизация наиболее успешных редакций и постепенная депрофессионализация остальных. Скорее всего, параллельно будут развиваться несколько вариантов с преобладанием четвертого и первого. Должны ли мы быть сторонними наблюдателями?

На муниципальных медиарынках уже сегодня складывается конфигурация, которую можно обозначить, как «пять к одному». Пять рекламных и развлекательных газет и одна серьезная.

Если общественная польза для нас не пустой звук — наша задача не только максимально сохранить этот сегмент системы СМИ России, но и наполнить его нужным обществу содержанием. Это важнее дебатов о том, что победит: Интернет или бумага, или даже о форме собственности редакций.

Во всех государствах, считающих себя цивилизованными и современными, работают специальные программы, способствующие выполнению прессой общественных функций. Мы должны четко и внятно заявить — региональная пресса России нуждается в создании особых условий для стимулирования производства нужного обществу содержания.

Наши предложения по развитию региональной прессы следующие:

•Совершенствование законов и правовых актов, направленных на поддержку общественных функций региональных изданий.

•Усиление государственной поддержки реализации социально-значимых проектов в СМИ.

•Развитие системы повышения квалификации и обмена опытом сотрудников СМИ на региональном и федеральном уровне, медиаобразование сотрудников муниципальных органов власти.

•Законодательное ограничение возможностей влияния муниципальной власти на содержание муниципальных СМИ.

•Предоставление налоговых льгот для организаций, осуществляющих альтернативное распространение общественно значимой периодики.

•Выделение субсидий редакциям для распространения региональных и муниципальных газет на экономически депрессивных территориях.

•Размещение государственной рекламы (информационные кампании социального содержания) в региональной прессе и др.

Системные параметры, отражающие качество изданий, которые должны учитываться при оказании государственной поддержки:

•Тиражный и рекламный охват территории.

•Представленность мнений различных групп, составляющих местное общество.

•Количество ответов должностных лиц на обращения граждан.

•Количество и состав привлекаемых ньюсмейкеров и экспертов.

•Количество опубликованных писем и обращений граждан.

•Действующий на страницах и веб-сайте издания форум для обмена комментариями и критикой.

Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России

В материале использованы данные исследований

Союза журналистов России

и Фонда развития информационной политики (2008-2012)

 

Источник: Журналистика и медиарынок