В начале лета, 1 июня, вступает в силу закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма». Предполагалось, что с этого дня будет введен и полный запрет на рекламу табака в печатных СМИ и в сети. Но для этого нужно было внести изменения в закон «О рекламе». Однако принять поправку Госдума успела пока только в первом чтении и не сможет рассмотреть ее в остальных чтениях до конца мая. Поскольку это законопроект совместного ведения, следующий месяц после первого чтения (оно прошло 14 мая) отводится на рассылку документа по регионам для представления отзывов, объяснил вице-спикер Думы Сергей Железняк. Выходит, раньше 14 июня второе чтение поправки состояться не может. Но даже если депутаты примут изменения во втором и третьем чтениях в тот же день, после этого закон должен будет пройти Совет Федерации, подписан президентом и опубликован. Таким образом, запрет вряд ли будет введен раньше конца июня.
Вчера Федеральная антимонопольная служба выпустила специальное разъяснение, что до принятия изменений реклама сигарет может размещаться по старым правилам.
Ожидая введения запрета на рекламу, табачники этой весной серьезно увеличили свои маркетинговые бюджеты. По данным аналитического центра «Видео интернешнл», в I квартале этого года табачные компании потратили на размещение в центральной прессе 268 млн руб. — на 92% больше, чем за те же месяцы прошлого года. В результате доля табака в рекламных доходах таких СМИ выросла почти до 5%. В первые пять месяцев производители сигарет потратили в СМИ свой обычный годовой бюджет, подтверждает заместитель гендиректора издательского дома «Комсомольская правда» Владислав Гемст. На рынке интернет-рекламы на рекламу сигарет приходится 1-2% бюджетов, говорит гендиректор агентства AdWatch Isobar Андрей Чернышов.
Представители табачных компаний, опрошенные «Ведомостями», либо отказались от официальных комментариев, либо не смогли ничего сообщить по существу вопроса.
Издатели рады такой отсрочке, но сомневаются, что производители сигарет смогут быстро перестроиться и перекроить свои бюджеты, чтобы выделить деньги на размещение в июне. «Табачники самые консервативные рекламодатели с очень длинным циклом планирования, — говорит Гемст, — поэтому мы вряд ли сможем получить в июне бюджеты, сопоставимые с маем или апрелем». Коммерческий директор «Афиши-Рамблер» Николас Дадиани с этим согласен. Чернышов, наоборот, уверен, что табачники смогут быстро среагировать на это изменение.
Некоторые контракты могут быть продлены на июнь, говорит сотрудник одной из табачных компаний, но попасть в июньские выпуски глянцевых журналов, основной площадки для рекламы сигарет, будет сложно: в них уже может не найтись места. «Афиша» здесь находится в лучшем положении по сравнению с другим глянцем, радуется Дадиани: журнал выходит не раз в месяц, а раз в две недели.
И если даже запрет будет введен в конце июня, реклама сигарет может выйти в июльских выпусках журналов, ведь они сдаются в печать в предыдущем месяце, указывают издатели. Именно поэтому, несмотря на запрет рекламы алкоголя с 1 января этого года, в первых январских выпусках журналов вышло много такой рекламы.
Ксения Болецкая, Юлия Грибцова, Лилия Бирюкова
Источник: Vedomosti.ru