Парламентская ассамблея Совета Европы готовит доклад, посвященный ситуации со СМИ в странах – членах ПАСЕ. Как выяснила «Газета.Ru», Россия будет жестко раскритикована в документе в связи с ухудшением ситуации со свободой СМИ. Минкомсвязи называет действия ПАСЕ «заезженной политической игрой» и напоминает, что в стране ежегодно появляются тысячи новых СМИ. Эксперт отмечает, что формально свобода слова в России есть, однако она «обложена минными полями», что приводит к цензурированию ряда СМИ.
О сути претензий к России со стороны ПАСЕ «Газете.Ru» рассказал депутат Госдумы от «Единой России» Роберт Шлегель, который в качестве представителя думского комитета по СМИ и информационной политике присутствовал на заседании комиссии ПАСЕ по медиа и культуре в Лондоне в среду.
По словам парламентария, ему в течение нескольких часов пришлось буквально отбиваться от критики со стороны западных правозащитников. Присутствовали делегаты от разных стран, однако большая часть заседания ПАСЕ была посвящена именно критике России, рассказал Шлегель. Помимо России замечания за ситуацию со свободой слова правозащитники и представители комиссии сделали в адрес Турции, Белоруссии и Азербайджана, отметил депутат.
«Один правозащитник, представляющий английскую организацию Index, начал говорить, что Россия находится чуть ли не на самой нижней позиции рейтинга свободы СМИ, что у нас почти нет свободы слова, почти нет оппозиционных СМИ. Были претензии, что летом 2012 года в Уголовный кодекс России парламент вернул статью «Клевета», что с 1993 года постоянно убивают журналистов,
что не расследовано нападение на журналиста Олега Кашина в 2010 году. Он даже спросил, читала ли Россия устав Совета Европы перед тем, как в него вступить», — говорит Шлегель.
Впрочем, депутат с критикой ПАСЕ не согласился. В ответ на предъявленные претензии он ответил, что нападение на Кашина еще расследуется и что указывать виновных до предъявления обвинения — значит нарушить принцип презумпции невиновности. Также парламентарий заверил европейцев, что в России работает много разных СМИ, в которых представлены разные точки зрения. И что, по его словам, с 1993 года Россия пережила несколько войн и это тоже надо учитывать.
«Они вообще не понимают реальной ситуации: если бы им включили телеканал «Дождь», например, они бы, наверное, подумали, что это не в России происходит. Про интернет и газеты я вообще молчу», — недоумевал представитель российского парламента.
В доказательство своей позиции о некомпетентности критиков Шлегель привел одно из обвинений со стороны ПАСЕ: было заявлено, что депутаты Госдумы собираются распространить действие закона «Об иностранных агентах», который действует в отношении НКО, на СМИ. Между тем эту идею выдвигал единолично депутат-единоросс Евгений Федоров, и в партии она поддержки не нашла, напоминает Шлегель.
Досталось России и за ее политику в сфере регулирования интернета. Накануне члены комиссии критиковали Москву за закон о досудебной блокировке сайтов и «черных списках», которые ведет Роскомнадзор, рассказал «Газете.Ru» депутат, отметив при этом, что нежелательный контент, такой как детская порнография или торговля наркотиками, фильтруется в сети и в Европе.
«Это все чисто политическая позиция. Вся эта ситуация еще будет развиваться, когда выйдет доклад, в котором нам, как я понимаю, посвятят немало нелестных слов», — резюмировал депутат услышанное.
Член президентского совета по правам человека, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов сказал «Газете.Ru», что критика России в подобных докладах является чисто политической игрой Совета Европы, что подобные выпады Россия обычно игнорирует, а по направлениям, которые могли бы затронуть экономическое сотрудничество России и ЕС, Совет Европы обычно молчит. Как писала «Газета.Ru» в октябре 2012 года, ПАСЕ приняла жесткую по содержанию, но при этом рекомендательную для Совета Европы резолюцию, констатирующую невыполнение Россией целого ряда обязательств перед СЕ: Россия была оставлена под мониторингом ПАСЕ в связи с нарушениями прав человека, свободы слова и принципов независимости суда. При этом спикер Госдумы Сергей Нарышкин тогда устроил демарш, не приехав на заседание ПАСЕ. Спустя несколько дней Кремль заявил, что прислушиваться к словам ПАСЕ не намерен.
«В ПАСЕ прекрасно знают, что все эти доклады по свободам и правам человека Россия всегда игнорирует, отвечая, что, мол, у вас самих те же проблемы. При этом вопросом, почему в Европе так много «грязных» российских денег, Совет Европы не задается, так как критика в этом отношении может нанести ущерб российско-европейским экономическим отношениям, в чем ПАСЕ не заинтересована, — считает Кабанов. —
Это старая дипломатическая игра, в которой каждый выполняет свою функцию, и это не критика, а имитация критики на бумажке, так как предъявлять претензии по тем позициям, которые могут нанести ущерб самому ЕС, Совет Европы никогда не будет».
Заместитель министра связи Алексей Волин также сказал «Газете.Ru», что, с его точки зрения, критика России в подобных докладах является не более чем частью политической игры, причем «заезженной игры, в которой нет ни выдумки, ни сообразительности».
«Эта игра заключается в том, чтобы Россию поставить в рейтинге свободы слова рядом с Нигерией, хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что такое ранжирование и сравнение некорректно.
В России СМИ — это быстро растущий сегмент рынка, появляется огромное количество новых СМИ, постоянно выдаются все новые лицензии. Так, например, только за прошлый год Роскомнадзор выдал 1500 новых лицензий только телеканалам и 12 171 лицензию — новым СМИ всех видов. Сложно представить, что столько людей ломится в несвободный дискриминируемый сектор», — иронизирует Волин.
Однако эксперты не согласны с таким формально-статистическим подходом Минкомсвязи.
За последний год экономическое положение СМИ в России ухудшилось по ряду формальных обстоятельств, отмечает медиаэксперт Василий Гатов. Среди этих обстоятельств — запрет на рекламу алкоголя, принятие закона о «черных списках» и досудебной блокировке сайтов, содержащих запрещенную информацию, и так далее. «Эти факторы ухудшают экономическое положение СМИ и, как следствие, возможность существования независимых СМИ, но похожие тенденции мы наблюдаем и в Европе. Но есть и другая сторона медали, которая, к сожалению, является уникальной для России, — это
наличие «оперативного менеджмента» СМИ со стороны властных институтов. Существует фактическое цензурирование ряда СМИ, запрет на профессию некоторым журналистам или редакторам, которые пошли на конфликт с властью, давление на СМИ с целью исключения ряда тем из повестки дня через прямое административное управление».
По его словам, «как таковая свобода слова в России есть, но она обложена минными полями, заходя на которые ты перестаешь чувствовать защиту государства и закона».
Заведующий кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский сказал «Газете.Ru», что, с одной стороны, медиа в России сейчас находятся в свободной ситуации по сравнению со временами СССР, с другой стороны, критика в отношении России в докладах Совета Европы по свободе слова играет скорее во вред свободе слова. «Никто из журналистов не хочет цензуры, но не знаю, стоит ли апеллировать к подобно критике. Такая критика скорее мешает, а не помогает нам, они говорят, что мы уже проиграли, а это не так. Наконец, не стоит отрицать, что западные СМИ также часто становятся рупором определенной пропаганды», — отмечает Засурский.
Екатерина Винокурова
Источник: Газета.ru