Алексей Немерюк — о холодильниках в киосках прессы и развитии вендинга в Москве

Вчера, 23 мая, в пресс-центре «Московского комсомольца» с журналистами встречался руководитель Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. И хотя тема пресс-конференции была заявлена как «Торговля в летний период», в рамках встречи были подняты и вопросы работы газетных киосков, и планы столицы по автоматизации торгового процесса. А главный редактор PlanetaSMI.RU Евгения Трушина выяснила, почему в ЮАО были демонтированы холодильники, установленные рядом с киосками прессы.

Первая часть встречи, по традиции, была посвящена общему докладу спикера. Алексей Немерюк подробно осветил вопросы, связанные с организацией торговли прохладительными напитками и мороженным, рассказал о принципах строительства на территории города летних веранд при кафе и ресторанах, и даже привел некоторые исторические факты из истории кваса (оказывается, его описание сделал еще Гиппократ).

Так, из 8 500 круглогодичных объектов, расположенных в городе, прохладительные напитки возможны к реализации в 6 400 из них. Помимо объектов со специализациями «Прохладительные напитки», «Напитки», «Соки, воды» и «Квас», вода может продаваться в объектах «Хлеб, хлебобулочные изделия», «Бакалея», «Кондитерские товары», «Молоко», «Овощи и фрукты», «Мороженое», «Продукты», «Кафе», «Печать». То есть практически везде.

«Если киоск печати хочет продавать напитки — он имеет на это право»

PlanetaSMI.RU: Алексей Алексеевич, вы сказали, что напитками могут торговать все точки, независимо от специализации. Но буквально недавно столичная компания «Центропечать» сообщила, что у нескольких ее киосков в ЮАО были демонтированы холодильники… Можете пояснить ситуацию?

Алексей Немерюк: Для объектов печати нет ограничений по продаже воды, если такая возможность существует непосредственно в самом объекте. Процесс с холодильниками закончился. Холодильники больше не выставляются. Этому способствовало два фактора.

С одной стороны — категорически неприглядный вид объектов. Зачастую предприниматели ставили холодильники кому как захочется. Я в свое время снимал квартиру на Долгоруковской. Там, при выходе из метро, просто негде было пройти: стояла палатка и рядом с ней два двустворчатых холодильника. Люди выходили на проезжую часть. С Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод мы договорились, что 2011-2012 годы будут неким переходным периодом, когда холодильники еще можно будет устанавливать. За это время Москомархитектуры сделал предложение, каким образом могли бы реализовываться прохладительные напитки в летний период. Были предложены варианты встраивания холодильников в объекты. Пожалуйста — если хотите холодильник, вы можете заменить свой проект на утвержденный. Холодильник туда (в торговый объект — PlanetaSMI.RU) встраивается, есть рольставни, он на ночь закрывается, дабы не было вандализма.

Параллельно мы предложили коллегам, которые занимаются распространением воды, рассмотреть варианты вендинга: в подуличных переходах, в метрополитене, частично и на городских территориях. Вендинг мы потихонечку продвигаем, развиваем этот формат как замену традиционным киоскам. На что они (распространители воды — PlanetaSMI.RU) сказали — нет, это очень опасно, вандализм высокий.

Ну, и основной фактор — пиво ушло из продажи. Я сам пошел на Тверскую улицу, заглянул в киоски — везде стоят холодильники с водой. Если раньше этот объем был занят исключительно пивом (выручка таких объектов была до 100 тыс. рублей в сутки, и около 50-60 тыс. из них — от продажи пива), то на сегодняшний день это все занято водой. Вы можете подойти в любой объект, попросить воду и вам ее выдадут, хотите холодную, хотите теплую. Ни каких вопросов здесь нет.

Что касается объектов печати — мы не запрещаем продажу прохладительных напитков непосредственно из киосков печати. Но устанавливать по десять холодильников вокруг — это не разрешается. Переходный период закончился, мы терпеливо ждали два года, и на сегодняшний день ситуация такова, какова она есть. Если киоск печати хочет продавать напитки — он имеет на это право. Если он хочет продавать холодные напитки — пожалуйста, есть небольшого формата холодильники, их можно поставить в объект. На крайний случай, как это делается за рубежом, поставить переносные холодильники без электричества.

Автоматизация без бабушки чревата проблемами

«Российская газета»: Алексей Алексеевич, будут ли устанавливаться автоматы в метро? Сейчас площади вокруг метро зачищаются, торговля уходит, сложно купить даже воду.

Алексей Немерюк: Что касается вендинга, то мы уже на протяжении полугода общаемся с предпринимательским сообществом. Была отдельная пресс-конференция по вендингу вместе с Белоцерковским Борисом, который является президентом Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ — PlanetaSMI.RU). На сегодняшний день количество аппаратов в Москве — порядка 20 тыс. Есть у них желание увеличить это количество за год еще на 10 тыс. Мы предложили, в том числе, и городские территории, а какие-то территории предложили они сами. Но при этом реально желающих пойти на городские территории крайне мало. Тут две основные проблемы.

В отличие от Европы у нас температурный режим совершенно другой. Для того, чтобы вендинговый аппарат мог функционировать при минус 20, нужно специальное оборудование, обогрев. Это энергозатраты. И получается не так выгодно. В основном вендинг стоит в учреждениях, в торговых центах, на вокзалах, в подуличных переходах. Это удобный формат. Кстати говоря, наверное, все видели в переходах метро вендинговые аппараты по продаже периодики. Но здесь есть минус: если ассортимент киоска печати — до 800 видов различных газет и журналов, то вендинг может предложить не больше 5-7. Весь объем просто не вмещается. У других товаров такой проблемы нет.

Второй момент — тот самый пресловутый вандализм. Очень тяжело машину обслуживать: на ночь ее закрывай, утром ее открывай, следи за тем, чтобы ее не сломали, не украли, не испортили, не исписали баллончиками с краской. Сама НААТ говорит: вы нас ставьте там, где уже кто-то есть — либо в охраняемый подземный переход, либо у группы киосков, пусть даже печати…

Кстати говоря, мы с ними этот вопрос обсуждали. Если есть объект «Печать» или некая торговая зона, которая была создана специально и не мешает проходу и выезду транспорта, и если на этом месте есть возможность поставить сблокированный аппарат, некий блок из четырех частей — печать, напитки, снеки и еще что-нибудь, то в НААТ тоже готовы этот вариант рассматривать. Но обязательно, чтобы в непосредственной близости был человек, продавец в киоске, пусть даже киоске печати. Чтобы в нем находилась какая-нибудь бабушка, которая будет одним глазом присматривать — не пришли ли хулиганы, а уходя, его закрывать. И за это она будет получать какие-то небольшие средства. Такой вариант возможен.

В метро вендинговые аппараты будут. Мы разговаривали Ликсутовым Максимом (Максим Ликсутов — заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы — PlanetaSMI.RU), у них инициатива такая. Они делают концепцию, сейчас проходит период изучения рынка: где какие переходы, насколько они загружены, каков пассажиропоток. Смотрят, где можно оставить старый вариант размещения киосков, а где торговля мешает, создает пробки, сужает проходы и ее нужно менять на вендинг. И НААТ очень серьезно нацелена на этот проект.

Вендинг в Москве — «свободный рынок, кто придет — тот и поучаствует»

PlanetaSMI.RU: Вендинговые аппараты будут унифицированы?

Алексей Немерюк: Конечно. Если мы говорим об уличном пространстве, внешний вид будет строго регламентироваться. Шаг влево, шаг вправо не допускается.

PlanetaSMI.RU: Представим ситуацию — я распространитель прессы и хочу поучаствовать в программе. Что нужно делать?

Алексей Немерюк: Есть некий условный адресный перечень. Мы сейчас его прорабатываем с Москомархитектуры. Москомархитектуры говорит: из 1000, условно, предложенных адресов размещение возможно, например, на 530, вот вам внешний вид — как это должно выглядеть, чтобы вписаться в городскую среду, — работайте.

Инициатором здесь выступают не чиновники. Инициатор — сама российская ассоциация по вендингу, которая и предлагает варианты. После того, как ух утвердят, места будут разыгрываться на аукционах. Это городская земля, на которую ставится некий коммерческий объект, который будет зарабатывать своему хозяину деньги. Одна  компания выиграет пять адресов, другая 10, а кто-то ничего… Все, вопрос снят. Другое дело, что вендинг хочет, чтобы кто-то рядом был. Но в целом это свободный рынок, кто придет — тот и поучаствует.

PlanetaSMI.RU: В какие сроки будет реализована программа?

Алексей Немерюк: Мы предложения выслушали, частично их приняли, мяч на их (представителей рынка вендинга — прим. PlanetaSMI.RU) стороне. Если они готовы, мы будем сотрудничать дальше. Нам еще надо понять как это будет выглядеть, какие будут стандарты. Но пока они (представителей рынка вендинга — прим. PlanetaSMI.RU) даже между собой договориться не могут. У них самих внутри организации есть ряд вопросов, которые необходимо решить в первую очередь. Но мы готовы с ними работать, если их предложения никаким образом не будут ущемлять права жителей.

Александра Вознесенская

Источник: PlanetaSMI.RU