Известно маркетинговое правило, что на падающем рынке цены должны снижаться, а объем продаж – расти. Напомню, что на растущем рынке обычно продажи небольшие, а цены высокие.
Падение спроса на печатку приводит к снижению стоимости брендов. Так, «Российская газета» написала на днях: «Стало известно, что журнал Newsweek выставлен на продажу…Издание, которое 80 лет было одним из главных символов американской журналистики, будет продано за символическую цену». Кстати, сегодняшний владелец журнала Сидней Харман приобрел его в свое время всего за один доллар и вложил в развитие издания десятки миллионов долларов. Но сейчас, по мнению экспертов, найти желающих купить журнал и взять на себя весь пакет финансовых обязательств будет не просто. Дело в том, что с 2008 года Newsweek терпит огромные убытки, только за первый квартал 2011 года они составили 11 млн. долларов. Похожая история наблюдается и с британскими газетами The Independent и Independent on Sunday, которые российский миллиардер Александр Лебедев приобрел в 2010 году за символический 1 фунт стерлингов. Газеты, несмотря на большие финансовые вливания, продолжают приносить убытки, и Лебедев ищет для них инвесторов или покупателя. Наконец, «КоммерсантЪ» на этой неделе сообщила об уценке Рупертом Мердоком своего газетного бизнеса. Из-за падения прибыли от рекламы американских и австралийских газет, входящих в медиахолдинг, он списал стоимость корпорации на 1,2 млрд. долларов.
На Западе, и прежде всего в европейских странах, негативные тенденции на рынке печатных СМИ понимают и разрабатывают меры по оперативной поддержке отрасли. В большинстве стран законодательно закреплены меры, направленные на предоставление различных видов государственной финансовой помощи и косвенной поддержки индустрии национальных печатных СМИ. Наиболее важным видом такой помощи является предоставление льготных почтовых тарифов и тарифов на доставку тиражей (Франция, Германия, Швеция, Дания и другие). Во Франции, Швеции, Финляндии и в других странах выделяются субсидии на развитие системы дистрибуции прессы. Практически во всех европейских странах для печатных СМИ установлены нулевые или пониженные по сравнению с общим показателем ставки налога на добавленную стоимость. Кстати, в одной только Франции прямая и косвенная господдержка изданию и распространению газет и журналов обходится бюджету страны более чем в 1 млрд. евро ежегодно.
В России, к сожалению, власть проявляет полное равнодушие к поддержке печатных СМИ и каналов распространения газет, журналов и книг. Именно поэтому у нас киоски прессы уничтожаются со скоростью 10 штук в день, продаваемые тиражи падают со скоростью 5-10% в год, число книжных магазинов за 5 лет сократилось в 2,5 раза.
Интернет как среда – это большая помойка, в которой, правда, попадаются и жемчужины. Пресса – организованный, квалифицированный продукт. Но власти этого не понимают и поэтому безмолвствуют. Европарламент, к примеру, призвал обнулить НДС на печатные и электронные СМИ. Что нам Европарламент?!
Источник: блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com)