Экономические проблемы московских киосковых сетей по продажам печатной продукции

На состоявшемся 29 мая в Центральном Доме журналиста круглом столе «Диалог с властью. Актуальные проблемы медийной отрасли», генеральный директор «Финанс-медиа» Анна Грачева представила доклад, посвященный основным экономическим аспектам деятельности киосковой розницы по продажам прессы в Москве. PlanetaSMI.RU публикует материал, подготовленный по итогам данного выступления.

Объемы столичного рынка распространения прессы

Годовой объем рынка распространения прессы в Москве (включая и подписку, и розницу) в стоимостном выражении на конец 2012 года оценивался в размере 14 млрд. руб.

При этом соотношение подписка-розница в целом по российскому рынку составляет: 35% — подписка, 65% — розничные продажи. Однако в Москве подписка на прессу составляет не более 5% от общего объема тиражей. На почтовую подписку приходится не более 2% (остальные 3% — альтернативная и редакционная подписка).

Продажи прессы через интерет-магазины занимают не более 2% в стоимостной оценке рынка.

Объем рынка розничного распространения в столице оценивался на конец 2012 года в 13 млрд. руб. При этом, объем сегмента киосковой розницы (2 800 киосков и павильонов прессы на улицах города) — 47% или 6 млрд. руб. в год.

Таблица 1

Общие экономические показатели розничных продаж прессы в г. Москва, 2012 г.

 

 

 

Что касается продаж прессы на территории подуличного пространства (метро), то в настоящее время этот сегмент включает 250 модульных объектов в подземных переходах и 225 торговых точек с вендинговыми автоматами, и составляет 8% от общего объема (или 1 млрд. руб. в год).

Объем сегмента «ручников» и лотков (около 400 точек по Москве) — 7% или 1 млрд. в год.

Остальной объем розничного рынка (5 млрд. руб.) приходится на сети FMCG, АЗС, минимаркеты, магазины прессы и прочие торговые точки.

Потери розничного рынка распространения Москвы

Мониторинг торговых объектов на уличном пространстве Москвы выявил, что около 30% киосков и павильонов прессы не работают по кадровым и экономическим причинам. Реально реализуют периодическую печать только около 2 000 из них. Потери отрасли от «заколоченных» киосков составляют 30 млн. экз. газет и журналов или 1,7 млрд. руб.

Как показывает международный опыт, закрытие магазина или киоска ведет не к перераспределению тиража на соседние точки, а к сокращению рынка. Это связано с тем, что пресса — товар импульсного спроса. Так, несколько лет назад в Лондоне закрылось два магазина известной сети Borders. На их долю приходилось 30% всего рынка розничных продаж журналов. Спустя некоторое время были проведены исследования, которые показали, что доля закрытых магазинов Borders не распределилась по оставшимся конкурентам. Рынок просто сократился на эти же 30%.

 

 

 

Экономика киосковых сетей Москвы

Маржинальный доход одного киоска — 5 тыс. в месяц. Основные затраты киосковых сетей (60% от суммарных прямых затрат) приходятся это ФОТ продавцов и киоскеров. И даже при этом уровень зарплат киоскера остается крайне низким на общем уровне зарплат в столице. Так, он в 1,5 раза ниже среднего дохода по России (средний доход жителя России — 23 462 руб. по данным Росстата на 2012 год), и в 3,5 раза ниже среднего дохода по Москве (средний доход по Москве по данным Росстата — 47 319 руб. на начало 2012 года).

Низкий уровень рентабельности обусловлен и высокой долей постоянных затрат, которые из года в год только увеличиваются. В суммарных прямых затратах киосковых сетей постоянно растет логистическая составляющая. Ее рост обусловлен ростом горюче-смазочных материалов. За последние два года доля логистических затрат выросла на 3%. При этом идет снижение доли складских затрат, т.к. большинство операторов рынка создали экспедиционные площадки, линии сортировки и IT-системы.

Таблица 2

 

 

 

На снижающиеся показатели рентабельности сильно влияют и ограничения по дополнительному ассортименту. Анализ зарубежного опыта показывает, что в европейских странах в киосках прессы и других специализированных объектах продаж печати на продажи этого вида продукции приходится лишь 30-40% выручки. Пресса — социально значимый товар, который позволяет обеспечивать плюрализм мнений в обществе и высокий уровень демократии, сохранение национальной культуры. Однако продажи прессы не позволяют поддерживать минимальный уровень рентабельности. Основные продажи в европейских объектах прессы приходятся на сопутствующий ассортимент (60-70%).

В период снижения тиражей зарубежные распространители взяли курс на активное расширение ассортимента, в первую очередь, за счет сопутствующих товаров. Так, за рубежом значительную долю в общем обороте киосков прессы составляют табак, снэковая продукция и безалкогольные напитки. Этими категориями товаров в киосках прессы разрешено торговать в США, Японии, в европейских странах, например Польше, Чехии, Германии, Финляндии, в странах СНГ — Украине и Белоруссии. Более того, в той же Чехии в киосках прессы разрешена даже продажа слабоалкогольной продукции. А в Хорватии ассортимент сопутствующих товаров в магазинах прессы доходит до 15 000 наименований, и включает как алкогольные и безалкогольные напитки, DWD, CD, косметику, игрушки, так и сигареты.

В Австралии киоскам прессы разрешено торговать мороженым. В большинстве европейских стран, США и странах СНГ киоски прессы имеют расширенный ассортимент канцелярских товаров, игрушек, сувенирной продукции.

В Польше киоски прессы торгуют косметикой, лекарствами, бытовой химией.

Причины столь значительного расширения ассортимента западными коллегами просты. Пресса — товар импульсного спроса, поэтому для киосковой сети крайне важно иметь в торговых объектах доходообразующий и траффикообразующий ассортимент, способный привлечь покупателей.

 

Источник: PlanetaSMI.RU