Сергей Ченцов, «Роспечать»: «Перспектив роста у рынка распространения нет никаких»

Каких результатов «Роспечати» удалось достичь за год, какие планы у предприятия на будущее? Об особенностях ведения бизнеса в условиях регионального рынка распространения и многом другом журналу «Новости СМИ» рассказывает Сергей Ченцов, директор ООО «Предприятие Роспечать», лауреат престижной отраслевой награды — премии «Медиа-Менеджер России» 2012 года. 

— Вы получили премию «Медиа-Менеджер России» в номинации «За развитие системы розничных продаж в г. Екатеринбурге и Свердловской области». Расскажите подробнее о результатах и показателях, которых вам удалось добиться. Какие шаги были предприняты вами для этого?

— Наше предприятие, как группа компаний, начало создаваться более 10 лет назад. В то время рынок распространения периодической печати в Екатеринбурге и Свердловской области представлял собой весьма разнородную комбинацию предприятий разного размера и разных форм собственности. Существовавшее ранее единое предприятие «Роспечать» Свердловской области распалось на множество частей, каждая из которых вела свою торгово-закупочную и ценовую политику. 

В Екатеринбурге в то время работали небольшие (муниципальные) розничные предприятия в каждом административном районе, несколько оптовых (частных) предприятий и одно относительно крупное розничное предприятие, которое впоследствии приобрели москвичи и включили его в состав АО «Роспечать».

Сегодня в Екатеринбурге на рынке распространения периодической печати действует розничное агентство (около 150 торговых точек),  крупный оптовый оператор, обслуживающий клиентов от севера Тюменской до Курганской областей (включая, разумеется, Свердловскую; всего 170 клиентов), дистрибутор, поставляющий периодическую печать в подавляющее большинство магазинов города и области (257 точек), транспортный логист, осуществляющий доставку 400 т прессы в месяц из Москвы и иных регионов страны, автоматизированное складское хозяйство, обрабатывающее весь этот объем, и автотранспортное хозяйство, обеспечивающее развоз периодических изданий по 600 торговым точкам.

В Свердловской области действует несколько розничных предприятий, распространяющих периодическую печать более чем через 150 торговых точек. Вся эта система была создана за последние несколько лет командой специалистов, которую я и возглавляю.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как вами создавалась существующая ныне система распространения «Роспечати». Какие трудности пришлось преодолеть, чтобы ее создать?

— В самом начале в Екатеринбурге была осуществлена консолидация районных предприятий в одно большое, которое назвали ЕМУП «Екатеринбург-пресса». Этот этап был проведен в сотрудничестве и при помощи городских властей. Мы смогли доказать руководителям города, что розничную систему распространения периодической печати в городе следует реорганизовать путем консолидации. 

Далее мы планомерно стали наращивать количество киосковых объектов, параллельно занимаясь заменой старых новыми. Через некоторое время мы провели ряд реорганизаций предприятия и выкупили его у города.

Как только объемы закупа периодической печати возросли, перед нами встал вопрос создания собственной системы закупа, минуя оптовиков-посредников. Мы вышли на издателей и через определенное время получили прямые договора поставки продукции.

Подобным же образом решался вопрос с созданием собственного складского хозяйства. С ростом объемов обработки продукции стало выгодным и целесообразным иметь подобный комплекс в собственности, а не арендовать площади на стороне.

После этапа консолидации городской розницы, когда в городе больше не оставалось перспективных мест для развития, мы обратили свое внимание на областные города.

Первым приобретением стало предприятие в г. Серов, на котором мы отработали методику работы с областными предприятиями. За счет замены киосковых объектов на современные и насыщения сети товаром нам удалось в первый же год увеличить товарооборот предприятия более чем в четыре раза. Ну и так далее. 

Иногда мы участвовали в приватизации муниципальных предприятий, проходя всю процедуру ликвидации (благо, что подобными компетенциями мы обладали), приобретали вполне успешные предприятия, либо договаривались с властями городов о создании новых предприятий и выделении нам мест под установку киосков.

Надо признать, что в некоторых случаях нам не удавалось договориться с городскими властями об установке киосков, и в этих городах до сих пор нет качественной системы распространения периодической печати.

— Какие наиболее важные для вашего предприятия события и изменения произошли за год? Каких результатов удалось достичь за этот период?

— На складе мы внедрили в эксплуатацию полуавтоматическую линию сортировки периодической печати и линию по приемке возвратов, что позволило сократить количество ошибок при сортировке посылов не в точки. В настоящее время пытаемся добиться еще большего сокращения ошибок, для чего закупаем дополнительное оборудование. Сокращение ошибок при сортировке продукции позволит снизить отвлечение значительного количества персонала на разбор и устранение последствий этих ошибок.

— Какие краткосрочные и долгосрочные цели и задачи вы ставите перед своим предприятием на этот год?

— Основная и постоянная задача это снижение затрат. Как известно, на падающем рынке, на котором, к сожалению, нам всем приходиться работать, иного пути существования бизнеса кроме как снижения затрат еще никто не предложил.

Еще одной задачей для киоскового направления считаю поиск новых ассортиментных позиций, которые смогли бы привлечь к киоскам новых покупателей.

— А какие ассортиментные позиции, на ваш взгляд, наиболее востребованы сейчас в киосках прессы, а какие, напротив, теряют популярность?

— Детская тематика и в периодике, и в книгах, и в сопутствующем товаре показывает стабильный небольшой прирост. Неплохо продается кроссвордная тематика. Все остальные тематические группы сокращаются с той или иной скоростью.

Что касается сопутствующего товара, то я думаю, что табачная продукция могла бы серьезно помочь существованию киосков прессы. Однако наши законодатели в части торговли табаком предпочитают помогать крупному ритейлу, которому, на мой взгляд, итак помогает вся страна.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей повседневной работе? Как привыкли решать их?

— Общая для всего рынка проблема это, конечно, падение товарооборота периодической печати. Потребители переходят на иные носители информации, количество лояльных покупателей периодики планомерно сокращается в силу естественной возрастной убыли. Привычка к чтению прессы в настоящее время у подрастающего поколения не формируется, и государство не обращает на этот момент никакого внимания.

В разных каналах распространения принципиально разные проблемы. В киосковом канале самые большие сложности возникают с поиском и обучением продавцов. С одной стороны, работа продавца непрестижна и малооплачиваема, а с другой стороны, сложна и требует определенной квалификации. Среди продавцов есть очень грамотные специалисты, много лет работающие на предприятии, а есть люди случайные, не мотивированные, не «заточенные» на продажи. 2012 год в этом плане оказался сложным для нас – помимо общего падения товарооборота мы столкнулись с тем, что были вынуждены закрывать киоски из-за отсутствия персонала. В настоящее время не работает девять торговых точек, и с наступлением лета эта проблема только усугубится.

Еще одной проблемой являются вопросы землепользования и земельных отношений. Киоски установлены на улицах города, муниципалитет заключает с нами договоры аренды земли, но до последнего времени не было ясности в этом вопросе. Существует огромное количество разнообразных вопросов по размещению объектов мелкой розницы.

Дистрибуция в супермаркеты осложняется отношением менеджеров этих самых магазинов к нашей деятельности. Постоянное стремление переложить на плечи поставщика не только работу  с товаром (прессой), но и финансовое бремя по выплате разнообразных бонусов делает эту деятельность малодоходной, а порою и убыточной.

Некоторые решения наших партнеров иначе как волюнтаристическими не назовешь. Если издатели и распространители давно уже научились слушать и слышать друг друга, то ритейл пытается общаться с дистрибуторами только с позиции силы. Что, конечно, не способствует выстраиванию взаимовыгодных отношений.

В оптовом канале распространения, пожалуй, проблема только одна – периодические неплатежи клиентов. С этим бороться трудно, но можно. Достаточно постоянно контролировать дебиторскую задолженность клиента и своевременно принимать решения о прекращении поставок. 

— Расскажите об объемах продаж через вашу сеть на данный момент? Как они изменились за год?

— Объемы продаж монотонно сокращаются, начиная с марта 2012 года. Если сравнивать месяц к месяцу, то падение товарооборота составляет 7-10%.

— Сколько объектов розничного распространения включает в себя сеть вашего предприятия сегодня?

— В Екатеринбурге 154 киоска, в Свердловской области 156 киосков, в Кургане 10 киосков.

— Планируете ли вы увеличивать или сокращать свою киосковую сеть в ближайшее время?

— Наращивание киосковой сети в городе лимитируется отсутствием персонала. Какой смысл ставить новые объекты, если мы не можем найти продавцов для уже существующих?

В области, напротив, это имеет смысл, и мы наращиваем количество объектов, там с персоналом пока обстановка не такая напряженная.

— Еще с прошлого года киоски прессы по всей стране массово сносят или передислоцируют. А как с этим обстоят дела в регионе, в котором работаете вы?

— Так получилось, что в Екатеринбурге много лет подряд управляет городом одна и та же команда достаточно профессиональных грамотных людей, с которыми за многие годы был выстроен диалог. Мы знаем требования, которые есть у города к малой рознице и стараемся им соответствовать. Также известна стратегия развития города в этой части, она не менялась и пока не меняется. 

Город стремится к сокращению киосковых объектов, отдавая приоритет киоскам мороженого, прессы и остановочным комплексам. Все остальные виды торговли – продуктовые, табачные и иные – должны переходить во встроенные помещения на первых этажах домов.

Так как эта стратегия продвигается постепенно, но упорно на протяжении последних десяти лет, то в ее реализации нет волюнтаризма и ажиотажа, свойственного иным областным центрам. Однако основной причиной отсутствия перегибов в этом вопросе, на мой взгляд, является то, что городом на протяжении многих лет управляют одни и те же люди, благодаря чему нет чехарды ни в кадрах, ни в головах управляющих, ни в делах.

— Как сейчас вы оцениваете позиции своего предприятия на рынке распространения Екатеринбурга и Свердловской области?

— В настоящее время на рынке города и области мы единственное предприятие, оказывающее весь спектр услуг по распространению периодической печати. Нет ни одного конкурента с близкими нам объемами продаж или подобным покрытием территории.

— Чем отличается рынок распространения Екатеринбурга и Свердловской области от других региональных рынков?

— Наш рынок более структурирован, понятен издателям, на нем действует ограниченное число операторов, одно крупное и несколько мелких розничных агентств. Товарооборот стабильно высок.

Рынок Кургана и области раздроблен, есть небольшое количество мелких операторов, киосковых сетей почти нет. Товарооборот стабильно низок.

Рынок Уфы и Башкирской республики раздроблен, характерен большим количеством некрупных операторов, непрозрачен для издателей.

Это мое сугубо личное мнение, у других участников рынка мнения могут быть иными.

— Какие перспективы, на ваш взгляд, ожидают рынок распространения?

— Перспектив роста у рынка распространения периодической печати нет никаких. Полагаю, что нас ожидает период более или менее плавного уменьшения товарооборота периодики. А если в процесс будут вмешиваться власти разных уровней в попытках регулирования рынка, то произойдет еще и сокращение количества торговых объектов.

— Как складываются взаимоотношения издателей и распространителей в регионе?

Существуют ли в их отношениях камни преткновения, спорные вопросы? Как они обычно решаются и решаются ли вообще?

— За много лет между издателями и нашим предприятием сложились рабочие отношения. Мы вместе с коллегами делаем одно общее дело и существовать друг без друга в ближайшей перспективе не можем. Конечно, возникают рабочие моменты, вызывающие трения между нами, так как каждый из нас отстаивает свои бизнес интересы. Но поскольку мы стараемся в своей работе знать и учитывать стремления партнеров (как, надеемся, и они наши), то принципиальных конфликтов у нас нет.

— На российском рынке распространения сегодня очень много проблем. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее серьезные и требуют решения в первую очередь? Как можно и нужно решать эти проблемы?

— Основная проблема, на мой взгляд, это снижение интереса к чтению у нашего населения. Все остальные проблемы это производные от вышеупомянутой. Самое печальное то, что нет путей ее решения. Только государство, может быть, могло бы сформулировать запрос на решение этой проблемы, но рассчитывать на это нереально.

 

Источник: Новости СМИ