Кто мешал Почте России нормально жить и работать?

Работа Почты России вызывает много нареканий со стороны населения, эксперты оценивают ее деятельность как крайне неэффективную. Качество оказываемых Почтой услуг серьезно отстает от мировых стандартов, от возросших требований клиентов и вызывает раздражение, если не сказать возмущение, у тех, кто этими услугами вынужден пользоваться. Есть претензии к Почте и у правительства, и у курирующего её работу министерства связи, в прошлом году появились слухи об отставке руководителя почтового ведомства.

И вот 19 апреля генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев, проработавший в этой должности чуть более четырех лет, был уволен (интересно, что увольнение состоялось на фоне завалов в московских аэропортах, где скопилось более 500 тонн почтовых посылок и бандеролей из-за рубежа, хотя, как выяснилось, таможенники просто не успевали их досмотреть из-за нехватки людей). Решит ли проблемы Почты отставка ее руководителя? Если обратиться к фактам, то ответ на этот вопрос будет далеко не однозначным.

Александр Киселев стал руководителем Почты в начале 2009 года после того, как победил в конкурсе Россвязи на замещение должности руководителя ФГУП, представив лучшую, по мнению ведомства, программу развития предприятия. Надо сказать, что хозяйство Киселеву досталось крайне запущенное и неблагополучное:  хронические убытки с 2005 года, изношенные производственные мощности, низкий уровень автоматизации, старый автопарк, требующие срочного ремонта отделения связи, крайне низкие зарплаты персонала и текучесть кадров и т.д. и т.д. Тем не менее, уже первый год работы нового руководителя дал положительные результаты – после убытка в 1,4 млрд. руб. в 2008 г. Почта получила по итогам 2009 года 306 млн. руб. чистой прибыли. Не дожидаясь госдотаций, ФГУП за счет собственных средств начинает постепенную модернизацию оборудования, закупает современные компьютеры и программное обеспечение, создает первые автоматизированные сортировочные центры, постепенно обновляет железнодорожный и автопарк. За последние четыре года Почта модернизировала более 10% отделений связи по всей стране, не получая финансовой поддержки от государства. В Москве и Санкт-Петербурге построены два автоматизированных сортировочных центра, еще один АСЦ будет введен в эксплуатацию, два проектируются.  

Но самостоятельно решить свои проблемы Почта не может, и тому есть несколько причин. Первая – масштаб предприятия и объем инвестиций, необходимых для его развития. Сегодня ФГУП «Почта России» - это 82 территориальных филиала (в составе которых почтамты, отделения перевозки почты, сортировочные центры)   и 5 специализированных, ( EMSПочта России, Автоматизированные сортировочные центры и др.), 42 тысячи отделений связи, 360 тысяч работников. Такая огромная структура требует значительных средств только на поддержание деятельности, не говоря уже о ее расширении, повышении зарплат и глобальной модернизации.

Из-за более чем двадцатилетнего недофинансирования производственные мощности Почты России изношены более чем на 60%, почти весь технический парк эксплуатируется без обновления 15-20 лет. Половина почтовых отделений нуждается в срочном ремонте, около 10% из них находятся в аварийном состоянии. По уровню автоматизации Почта России отстает от ведущих международных почтовых операторов в 5-10 раз. Достаточно сказать, что в США имеется 528 автоматизированных сортировочных центров, в Германии – 115, а в России – только два.

 Что касается заработной платы, то ее повышение всего на 2 тыс. рублей потребует от предприятия почти 9 млрд. рублей дополнительных затрат, что равно среднегодовому инвестбюджету Почты России.  А   внесенные в правительство еще в августе 2011 года предложения по модернизации Почты требуют инвестиций в сумме 220 млрд. рублей.

Вторая причина, по которой Почта России не может сама заработать достаточно средств на свое содержание и развитие – это двойственный статус федерального почтового оператора. С одной стороны, Почта – коммерческое предприятие, работающее на рыночных условиях. С другой – это социальный институт, оказывающий огромный объем услуг по тарифам ниже себестоимости, причем убытки от социально значимых услуг покрываются государством едва наполовину, а другую половину (около 13 млрд. рублей ежегодно) компенсирует сама Почта. В 2012 году Почта России получила от государства в виде частичных компенсаций потерь около 5,6 млрд. рублей, или 38% от реальных убытков по социально значимым услугам. Остальные 62%, или 9,4 млрд. рублей, ФГУП компенсировало самостоятельно, в т.ч. почти 2 млрд. рублей по подписным услугам и 3,5 млрд. рублей по услуге доставки пенсий и других социальных выплат. Одновременно Почта является одним из крупнейших налогоплательщиков страны. В 2012 году национальный почтовый оператор уплатил более 11 млрд. рублей НДС, страховые взносы составили почти 17 млрд. рублей. И это притом, что у предприятия, в отличие, например, от IT-компаний, практически нет льгот ни по налогам, ни по отчислениям во внебюджетные фонды.

Надо отметить, что озабоченность проблемами Почты неоднократно высказывалась высшими руководителями страны. Так, в декабре 2012 года В.В.Путин на встрече с доверенными лицами заявил, что радикально решить задачи модернизации почтовой отрасли можно путем либо привлечения больших объемов бюджетных средств, либо за счет повышения тарифов на почтовые услуги. И подтвердил, что Почте нужны господдержка и серьезные инвестиции, она остро нуждается в развитии технологической базы и увеличении заработных плат. Между тем, до сих пор не принята разработанная еще в 2009 году программа модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи, полтора года согласовывается Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012 – 2016 гг.

18 апреля 2013 года, за день до отставки Александра Киселева, Почта России выступила с официальным заявлением, в котором говорилось, что «глобальная модернизация предприятия потребует времени и существенных инвестиций, поэтому невозможна без активного участия государства… Почта России уверена, что к решению вопросов развития почтовой связи должны быть подключены все причастные федеральные органы исполнительной власти под эгидой правительства». Это заявление можно считать политическим завещанием теперь уже бывшего генерального директора ФГУП «Почта России». Услышит ли его новый руководитель почтового ведомства или будет искать свой путь решения проблемы – покажет ближайшее будущее.

 

Источник: Блог Дейкина Виктора на PlanetaSMI.RU