После 1 октября многим московским изданиям угрожает самоликвидация. Тем, кто арендует редакционные помещения у города. Раньше большинство из них платило за эти площади по льготной ставке - 1,8 тыс. рублей за 1 кв. метр в год. Но в декабре прошлого года правила изменились. Ставка повысилась до 3,5 тысячи. Прежнюю сохранили только для малого бизнеса, занимающего не более 300 кв. метров. Под этот критерий подпадает не более 2% редакций газет. Остальным с октября придется платить аренду по раздутой до неприличия "рыночной" стоимости.
Новая арендная политика ударила по многим важным для горожан сферам. Кое-где властям пришлось отрабатывать назад. Льготную аренду отстоял Цирк Никулина, подняв большой шум в прессе. Потом, не без газетной кампании, добились поблажек школы и детские сады. А теперь сама пресса оказалась под угрозой - аренда помещений для редакций подорожает в среднем в 6-8 раз!
Учитывая, что прибыль у газетного и журнального бизнеса (если это не глянец и не рекламное издание) минимальна, этот груз окажется неподъемным.
Впрочем, аренда не единственная угроза. Очень возможно, те же газеты просто негде будет продавать. Новая политика по отношению к медиасфере больно бьет по распространителям, разоряя или просто уничтожая газетные киоски, о чем мы уже не раз писали. В сносе под предлогом тесноты на остановках особенно усердствуют московские транспортники.
Однако не только в сносе дело.
- Сейчас 30% московских объектов прессы стоят заколоченные, потому что содержать их невыгодно, - привел удручающую статистику председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции России Александр Оськин. - Три больших московских торговых предприятия обанкротились. И через два-три года в Москве может не остаться ни одного киоска печати.
Как до такого докатились? Дело в том, что рынок печатных изданий на другие рынки не похож. Спрос здесь импульсный: увидел - купил, не увидел - не купил. Если закрыть одну точку, то перераспределения на соседние, скорее всего, не произойдет, просто люди начинают покупать меньше газет и журналов. Это общемировая практика.
Достаточно сдвинуть киоск на 20 м с оживленного тротуара, чтобы продажи резко упали. А двигают киоски сейчас сплошь и рядом - убирают с остановок и будущих транспортно-пересадочных узлов. При этом непрерывно растут коммунальные платежи, дорожает транспорт. Можете не верить, но каждый киоск приносит хозяину всего... 5 тысяч рублей в месяц. Если ничего не изменить, то уже в этом году большинство из таких торговых точек станут убыточными.
Газетные ларьки уже недостаточно просто оставить в покое, не мешать, как это было раньше. Нужна активная помощь властей. Не обязательно вводить прямые субсидии, как где-нибудь в Париже, где каждый газетный киоск получает порядка 4 тысяч евро в год. Вполне достаточно позволить расширить ассортимент. За счет закусок и кофе, билетов на автобус и билетов в театр. Все это нужные людям вещи. Но почему-то сейчас торговать ими в ларьках печати не позволяют.
Сложно понять, чем руководствовался московский департамент торговли, распределяя ассортимент московских ларьков. Последний удар - ликвидация холодильников с газировкой, которые некоторые хозяева газетных ларьков выставляли на улицу каждое лето. Теперь эти холодильники стали вне закона.
Сергей Лобанов из столичного Департамента торговли и услуг сообщил, что поделать тут, мол, ничего нельзя. Есть требование Москомархитектуры убрать "некрасивые холодильники". Глава Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников на круглом столе в Центральном доме журналиста несколько сгладил категоричный тон коллеги: "Для компромисса по расширению ассортимента время, возможно, настало, - заметил он. - Мы решим эту проблему".
Ларечникам могут разрешить вешать на киосках рекламные конструкции. Тоже приработок. Издателям Владимир Черников обещал проработать вопрос компенсации затрат, связанных с арендной платой, и выразил уверенность, что мэр газеты и журналы поддержит.
- Мы компенсируем затраты по арендной ставке до конца года всем средствам массовой информации, - заявил Черников. - Сейчас решается вопрос о том, от какой цены компенсировать: либо от 3,5 тысячи, либо от той ставки, которая была в 2011 году.
Обещания обещаниями, но даже декларации о намерениях в бумажном виде пока нет. Издатели и распространители в напряжении ждут, когда слова обернутся конкретными делами. Времени, чтобы исправить ситуацию, осталось совсем немного.
Никита Аронов
Источник: Мир Новостей №24(1015)