Согласно данным официальной статистики, заметил докладчик, периодические печатные издания продолжают определять российский рынок средств массовой информации. На начало 2013 года их общее количество составило 65 тыс. зарегистрированных наименований, т.е. 73% от всех СМИ России, в то время как электронных СМИ зарегистрировано 22 тыс. Помимо этого на рынке функционирует 1,7 тыс. информационных агентств.
Начиная с 2008 года, количество официально зарегистрированных печатных СМИ сократилось на 10%. Аналогичная тенденция наблюдается и в сегменте электронных периодических изданий. По итогам 2012 года зафиксировано их уменьшение на 5%.
Большинство экспертов рынка сходятся в оценке того, что в России в постоянном рыночном обороте находится около 45% зарегистрированных печатных изданий. При этом примерно 1000-1500 журналов и 300-500 газет специалисты рассматривают как успешные.
Далее Д.В. Мартынов проанализировал ситуацию на рынке рекламы. Подчеркнул, что медиарекламный рынок России, который третий год показывает устойчивый рост в денежном выражении, в настоящее время занимает по объёму пятую строчку в Европе и одиннадцатую в общемировом рейтинге. Вместе с тем, перспективы увеличения сегмента «реклама в прессе» неутешительны. В ближайшие годы ожидается постепенное снижение рекламных показателей. Такой прогноз связан, в том числе и с вступлением с 1 января 2013 года в силу закона, накладывающего полный запрет на рекламу алкогольных напитков на страницах печатных СМИ. Кроме того, с середины этого года запрещена реклама сигарет в прессе.
В полном соответствии с общемировыми тенденциями в России с 2008 по 2012 год сокращаются тиражи печатных СМИ, в среднем на 7% ежегодно. Потери рынка от снижения тиражей компенсировались ростом розничных цен. Так, в 2012 году цены на периодику возросли на 12%. Инициаторами повышения цен на прессу в большинстве случаев являлись издатели, которые пытались компенсировать снижающуюся доходность бизнеса по причине роста затрат на производство и снижения доходов от рекламы. В текущем году эти тенденции сохраняются.
Более стабильны подписные тиражи, которые на протяжении аналогичного периода сокращались в среднем на 1-2% каждое полугодие. Стабильность рынку подписки обеспечили государственные субсидии, благодаря которым были «заморожены» тарифы на доставку подписных тиражей.
Докладчик дал краткую характеристику различным секторам системы распространения печатных СМИ. Розничная дистрибуция газет и журналов осуществляется в России в основном через киоски и павильоны прессы, на долю продаж в которых приходится около 45% всех реализованных тиражей периодики. Негативной тенденцией, которая отмечается не первый год на российском рынке, является сокращение количества специализированных объектов прессы. В 2012 году рынок потерял 1500 киосков. Продаваемые тиражи печатных СМИ через киосковые сети снизились на 11% в 2012 году.
Рентабельность продаж прессы через киоски очень низкая из-за высоких арендных платежей, затрат на логистику и оплату труда киоскеров. Сегодня её средний показатель по России находится в пределах 1% и ниже.
Набирает обороты распространение печатной продукции через чети супермаркетов и гипермаркетов продовольственных товаров (сети FMCG), хотя темпы развития сегмента уже не так велики, как несколько лет назад. По итогам 2012 года на территории России работает около 20 тыс. таких объектов. Печатные СМИ присутствуют в ассортименте только в 4,5 тыс. объектов. В основном это форматы - супермаркет, гипермаркет, дискаунтер. В формате «магазин у дома» пресса в ассортимент включается редко и ограниченным числом наименований. Рентабельность продаж прессы через сети FMCG составляет около 1%.
Д.В. Мартынов остановился на вопросах оказания СМИ поддержки со стороны властных структур. Отметил, что в России, такого рода помощь оказывается в основном издательском звену отрасли путем выделения прямых целевых субсидий как на федеральном уровне, так и на региональном.
Определённую помощь от государства получает «Почта России», которая на протяжении 5 лет сохраняла неизменными тарифы на доставку прессы благодаря субсидиям из федерального бюджета. К сожалению, эти дотации не покрывали в полной мере затраты почтовиков на оказание данной услуги. Так, в 2012 году выделенные средства позволили покрыть лишь 53% убытков от доставки почтовой подписки.
Среди косвенных мер поддержки отрасли печатных СМИ Д.В. Мартынов отметил льготный НДС, который составляет 10% при общей ставке 18%. В то же время услуги по подписке на печатную прессу облагаются НДС в размере 18%.
Д.В Мартынов в качестве положительного примера поддержки СМИ и системы их распространения региональными властями привёл Липецк, где администрация законодательно закрепила долгосрочные условия аренды и низкую её стоимость, позволяющие распространителем успешно продавать печатные СМИ и иметь при этом рентабельность продаж на уровне 5-7%.
Президент АРПП прокомментировал то, как в современных реалиях издатели и дистрибуторы ищут новые методы сохранения рынка за счёт внедрения инноваций, диверсификации бизнеса. В этих целях издатели активно развивают все доступные медийные площадки для продвижения контента: интернет, радио и даже телевидение.
В сфере распространения также проводится диверсификация бизнеса в направлении многоканальности продаж, многоформатности объектов, развития цифровой дистрибуции.
В сегменте подписки ведётся разработка новых моделей и схем распространения по подписке, активное внедрение новых современных форм приёма, оплаты и доставки подписки, увеличение дополнительных сервисов и услуг для подписчиков.
В Казани, например, крупный распространитель печатной продукции пошёл по пути модернизации стандартного для российского рынка киоска. Для повышения уровня конкурентоспособности были открыты несколько торговых точек нового формата с большей витриной и внутренней площадью, позволяющей обеспечивать представленность более широкого ассортимента, а также сделать более комфортной работу торгового персонала (больше складской площади, наличие кондиционеров). Диверсификация ассортимента и услуг (реклама на киосках), круглосуточный режим работы позволяют сети добиться максимального результата и высоких показателей продаж.
Д.В. Мартынов рассказал об опыте открытия первых мультимедийных торговых объектов в Москве. Мультимедийный объект – это павильон площадью 12-20 кв.м. Основу его ассортимента составляет печатная продукция и информационные носители:
- 500-700 наименований газет и журналов (периодика);
- 100-200 наименований книг (печатная продукция);
- около 100 наименований информационных носителей (CD, DVD и другие носители).
В мультимедийном объекте можно заказать через Интернет любую печатную прессу и книжную продукцию. Мультимедийный объект предоставляет также покупателям широкий выбор дополнительных товаров и комплекс социально значимых услуг для населения, таких как доступ в Интернет (через Wi-Fi), приём и отправка малогабаритных посылок, услуги ксерокопирования, приём подписки, платежи через терминалы и др.
В соответствии с велениями времени сегодня многие крупные российские дистрибуторы печатных СМИ диверсифицируют свой бизнес в сторону электронной коммерции путем открытия интернет-площадок, где российский покупатель может сделать заказ на печатную или электронную версию газеты или журнала. Издатель, работая с онлайн-магазином, получает возможность активного информирования потенциальных подписчиков.
В своём докладе президент АРПП уделил внимание вопросам использования социальных сетей в качестве рекламных площадок, анализу экономических и иных преимуществ, которые получают издательства, применяющие методы таргетирования рекламы в соцсетях. Раскрыл специфику проведения трейд-маркетинговых мероприятий, направленных на повышение эффективности работы в условиях сокращающихся рынков, каким сегодня является рынок печатных СМИ.
В заключение Д.В. Мартынов высказал мнение, что для сохранения распространительского бизнеса в России необходимы:
- господдержка распространения печатных СМИ и отрасли в целом;
- синергия использования различных каналов распространения;
- увеличение трейд-маркетинговой активности в продажах;
- диверсификация бизнеса: новые форматы, новые каналы, новые товары.
Пресс-служба АРПП