Великобритания: саморегулирование рынка распространения прессы обеспечивает рост продаж газет и журналов

На VIII заседании европейского круглого стола дистрибуторов прессы с информацией об особенностях рынка дистрибуции прессы в Великобритании выступил генеральный директор Press Distributors Forum Майкл Ньюман. 

Он отметил, что в стране выходят 10 национальных ежедневных газет  и чуть более 3000 журналов. Кроме того распространяются также местные издания, но они составляют менее 10% от общего объёма периодики. Одна из особенностей распространения прессы в Великобритании заключается в том, что продажа газет и журналов осуществляется не через специализированные киоски и павильоны прессы, а в любой из 54 000 торговых точек, имеющих разнообразный ассортимент. 

Практически все газеты и журналы продаются через Интернет-магазины. Хотя подписка на газеты в стране практически не проводится, у ритейлера можно заказать доставку изданий на дом. Объём этой услуги весьма значителен, контролируется ритейлером и не подлежит контролю со стороны издателя.  Вместе с тем, 17% журналов реализуется по подписке.

В последние годы количество национальных оптовых фирм резко сократилось. Сейчас таких оптовиков только 2 - Smiths и Menzies, которые делят рынок между собой. Имеется также 87 территориальных оптовиков, которых назначают издатели и дистрибуторы журналов. Эта процедура происходит примерно каждые 5 лет, путём проведения тендера на заключение договоров. 

Национальные газеты и журналы поступают к ритейлерам от оптовиков, которые получают продукцию непосредственно от издателей и дистрибуторов журналов из печатных узлов. Каждый оптовик работает на определённой территории. При этом издатели и дистрибуторы журналов принимают самостоятельные решения о том, какого оптовика назначать на данную территорию. 

В соответствии с действующими правилами издатель не может поставлять национальные газеты другому, чем выбранный для определённой территории оптовик. В свою очередь, оптовик не может поставить продукцию за пределы территории. Таким образом, розничный продавец на данной территории может получать национальные газеты только от одного оптовика. В случае с журналами также назначаются эксклюзивные оптовики, но оптовик в данной ситуации может принимать заказы от ритейлеров за пределами территории. 

Согласно принятому в Великобритании Закону о конкуренции не допускается произвол издателей и оптовиков, а интересы ритейлеров не могут противоречить интересам потребителей. Введённые этим законом ограничения должны способствовать улучшению производства и распределения, стимулированию технического, экономического прогресса. Вместе с тем, ограничение не должно устранять конкуренцию. 

Бюро по Справедливой торговле в своё время рекомендовало издателям контролировать качество обслуживания оптовиками розничных продавцов. Самым логичным способом формирования цивилизованных отношений в отрасли, подчеркнул М. Ньюман, является создание системы саморегулирования по всей цепочке: издатель - оптовик -                  розничный продавец. 

Первая попытка создания такой системы была предпринята в начале 90-х годов двадцатого века, когда была создана Совместная отраслевая Группа или ДЖИГ. После кризиса 2008-2009 гг. экономическая ситуация изменилась и ритейлеры обратились в ДЖИГ с просьбой пересмотреть договоренности о поставках. К сожалению, достичь консенсуса членов этой организации не удалось, что в итоге привело к её роспуску.

Вместе с тем, издатели и оптовики по-прежнему считали, что они несут ответственность за поддержание стандартов обслуживания для продавцов. Поэтому они предложили создать новую структуру типа «коалиции желающих», которая проявляла бы больше гибкости при принятии решений.  В результате в конце 2010 года был сформирован Форум Дистрибуции Прессы (PDF), в который вошли издатели газет, журнальные дистрибуторы и 2 оптовика. От участия в PDF пока отказались организации розничной торговли - Британский Консорциум Розничной торговли (BRC), представляющий интересы владельцев супермаркетов и крупных магазинов, Национальная Федерация Розничных Продавцов (NFRN) и Ассоциация Магазинов (ACS), представляющая небольшие магазины. 

Далее докладчик подробно рассказал о деятельности PDF. Подчеркнул, что данная некоммерческая организация представляет собой саморегулируемую структуру для компаний, занимающихся поставками и распространением газет и журналов. Её цель – объединить на добровольной основе все заинтересованные стороны, участвующие в процессе распространения газет и журналов. При этом важно, что издатели, национальные дистрибуторы, оптовики и розничные торговцы могут иметь индивидуальные двусторонние отношения, и PDF не оказывает влияния на эти отношения.

Одним из первых шагов, которые предпринял PDF, была разработка Хартии Отрасли, устанавливающей стандарты обслуживания ритейлеров. Эти стандарты, методы их мониторинга, результаты проверок, примеры наиболее эффективной деятельности доводятся до сведения задействованных в отрасли компаний. 

Для рассмотрения претензий и жалоб создана Контрольная Комиссия Распространения Прессы (ГУДН). В её состав входят представители издательств, оптовых компаний, а также до четырёх представителей розничной торговли.

По рекомендации ГУДН Совет PDF назначает Арбитра. Его основная роль - принять решение по жалобе ритейлера. Данное решение является окончательным. 

Форум Дистрибуции Прессы имеет собственный сайт в Интернете, где размещает информацию о своей деятельности, о решениях, принятых по спорным вопросам, и т.д. В целях поддержания связей с розничными продавцами ежегодно осуществляются выезды сотрудников PDF в различные регионы страны.

Саморегулирование рынка печатных СМИ в Великобритании обеспечило рост точек розничных продаж печатной продукции с 32 тысяч до 54 тысяч.

В завершение выступления М. Ньюман рассказал о дистрибуции прессы в Республике Ирландия. 

Пресс-служба АРПП