Некоторые, похоже, рады были бы пообщаться «за жизнь» с продавцом киоска, что на остановке общественного транспорта у завода «Эталон». Но Вера БОНДАРЕНКО занята достаточно плотно: очередь не выстраивается лишь потому, что люди перед окошечком киоска быстро сменяют друг друга. В этом, наверное, и есть преимущества «попутной» торговли – когда человек может приобрести то, что ему нужно, по пути с работы или учебы. Не стоять же в очереди в супермаркете за телепрограммой или пластинками от комаров! С ассортимента и начался наш разговор.
Шутить можно, но с оглядкой
- «АиФ-Владимир»: Со стороны кажется, что в киоске «Роспечати» выбор товаров довольно ограничен. Но когда спрашиваешь «на всякий случай», прежде чем идти в магазин, выясняется, что здесь есть практически любая мелочь. А как вы сами оцениваете ассортимент товаров киоска?
- Вера Бондаренко: У нас есть если не всё, то очень многое из нужных людям мелочей, помимо печатной продукции. Практически киоск – как маленький супермаркет, только здесь всю работу выполняет один человек. Сейчас у меня на реализации – 1693 наименования. Люди настолько привыкли к тому, что у нас в киоске что ни спросят – всё есть, что на днях меня покупатель даже спросил: «А кофе вы здесь не варите?»
- «АиФ-Владимир»: Что же вы ответили?
- Вера Бондаренко: Отшутилась.
- «АиФ-Владимир»: Но ведь шутку, даже простую, не каждый поймет. Или просто не захочет принять, и возникнет жалоба.
- Вера Бондаренко: Бывает и такое. Но киоскёр обычно знает своих покупателей и понимает, с кем можно пошутить, а с кем – нет.
- «АиФ-Владимир»: За что ещё можно «нарваться»?
- Вера Бондаренко: Не дала чек покупателю (а их практически никто не берёт). Есть ещё несколько санкций, обусловленных нашими обязанностями. Продукцию надо выложить в соответствии с существующими требованиями, не ошибиться при расчёте, при этом ещё взглянуть на листок с перечнем фальшивых купюр, замеченных в регионе: не с тем ли номером купюра, что указан в списке?
- «АиФ-Владимир»: Были ли попытки всучить вам фальшивку?
- Вера Бондаренко: От них никто не застрахован. Но пока только детвора пытается на «игрушечные» деньги купить какую-либо мелочь.
«За стеклом»
- «АиФ-Владимир»: Расскажите, что вы делаете за стеклом, которым отделены от покупателя?
- Вера Бондаренко: Прежде чем оказаться за стеклом, зимой я, как и все киоскёры, должна сама обколоть лёд, намёрзший на подступах к киоску. Сама убираюсь. Принимаю товар: 15-20 коробок с товаром в смену. Товар надо выложить, как того требует маркетолог. За соблюдением правил выкладки следят не только специалисты нашего управления, но и представители фирм, дающих товар на реализацию; чуть что не так – жалуются.
- «АиФ-Владимир»: Не обижаетесь, если пожалуются?
- Вера Бондаренко: Стараюсь не давать повода. И не только из-за жалоб: сама занималась предпринимательством, знаю, каково это. Раньше, на мой взгляд, было всё же проще…
- Вера Бондаренко: Пока вы выкладываете товар – киоск закрыт?
- Ничего подобного: это делается параллельно с обслуживанием покупателей. Важно уметь быстро переключаться с одного на другое, ведь имеем дело с деньгами. Вот и получается: отпустила покупателя, выложила часть содержимого коробки, отпустила другого, продолжила выкладывать, отпустила третьего, посмотрела, не изменилась ли цена на поступивший товар, тут снова покупатель и т.д. Помимо отслеживания цен, которые, естественно, меняются, киоскёр должен также проверить качество товара, иначе проблемы с реализацией лягут на него. Главное в нашей работе – расторопность, внимательность, вежливость.
- «АиФ-Владимир»: И много ли вам платят, если не секрет?
- Вера Бондаренко: Оклад скромный, но есть ещё возможность заработать на реализации: нам платят процент от неё. О больших заработках говорить не приходится, но где сейчас платят много? Важно ещё, что график удобный: день с 6 утра до 14 часов, другой – с 14 до 20, третий – отдыхаем.
- «АиФ-Владимир»: Зимой, наверное, холодно в киоске?
- Вера Бондаренко: Раньше мёрзли, хотя всю смену не снимали шуб и валенок. Помню, стоишь в минус 25, отсчитываешь сдачу в варежках и не знаешь, как дожить до конца смены. А сейчас в новых, как этот, киосках - и отопление, и кондиционер на случай жары. Даже есть система тепловой защиты: зимой при открытом окошечке в киоске сохраняется температурный режим.
Главное – чтобы команда подобралась
- «АиФ-Владимир»: И много ли желающих поработать киоскёрами?
- Вера Бондаренко: Приходит больше, чем остаётся. Новичков присылают к нам учениками: мне как-то даже давали грамоту за наставничество. Люди бывают разные. То бабулечка придёт подработать к пенсии, не ведая, что здесь надо лёд колоть и тяжести поднимать. То избалованная дама, которой дома было скучно, подалась в киоскёры. Но, похоже, она считала, что здесь целый день читают прессу. А как посмотрела, какой объём работы да какая ответственность – и след простыл. То пришлют ученицу, которая с порога «всё знает»: ничему её не учи, она уверена, что в процессе работы все поймет. В общем, кто серьёзно относится к делу, те остаются.
- «АиФ-Владимир»: Несколько слов – о сменщицах…
- Вера Бондаренко: Лариса КУРБАТОВА пришла почти одновременно со мной, Светлана ДАНИЛОВА – немного позже. Обе – очень честные и добросовестные. Лариса отличается особой аккуратностью, Светлана – бухгалтерской скрупулезностью в счёте. Работать в такой смене хорошо: никогда не подведут. Знали, например, что ко мне придёт журналист – сделали заранее часть работы, чтобы освободить мне время. У нас ведь ещё – отчёты, снятие остатков и т.д.
На букву «Ё»…
- «АиФ-Владимир»: Самое интересное в вашей работе – это, очевидно, покупатели. Наблюдая, как вы общаетесь с ними, я заметила, что многие вопросы предугадываете. Например, про клей: маленькая ёмкость стоит столько, большая – столько, оба – из одной бочки.
- Вера Бондаренко: Так ведь понятно, что спросят: какой лучше?
- «АиФ-Владимир»: Каждый ли может сформулировать свои пожелания понятно?
- Вера Бондаренко: Встречаются чудики. Один, например, просил сканворд на букву Ё, оказалось – «Залепуха»! Другой просил вот такую зажигалку (чёрно-золотистую), называя ее зелёненькой.
- «АиФ-Владимир»: Бывает ли, что грубят, хулиганят?
- Вера Бондаренко: Этим страдает молодёжь. Подойдет пацан лет 12 и требует продать сигареты. Отказываешь – и ругаются, и грозят. А однажды, ещё в старом киоске, закрыли снаружи. Попросила покупателя – открыл. Но в основном люди идут уже знакомые – не по именам, так на лицо. И кто что покупать будет – как правило, уже знаю. Так что можно работать без слов. Да и мне не в тягость общение: всю жизнь работаю с людьми. В библиотеке книги им подбирала, здесь – периодику.
- «АиФ-Владимир»: Если выпадает свободная минутка, сами читаете?
- Вера Бондаренко: А как же – читаю «Совершенно секретно», «АиФ». Предпочитаю серьёзные издания.
Людмила ПОТРЕБИНА
Источник: АиФ-Владимир