Испанский путь в борьбе за сохранение рынка печатных СМИ

В соответствии с программой VIII заседания Европейского круглого стола дистрибуторов прессы с докладом о медиарынке Испании выступил  исполнительный директор Федерации Национальных Дистрибуторов Прессы Хосе Мануэль Анта. 

В стране, отметил он, производством журналов занимается 750 издательских групп, поставляющих в торговую сеть 7000 наименований, из которых 116 основных составляют 72% всего объёма рынка. Помимо испанских издательств читателям предлагают свои проекты такие всемирно известные бренды как  Axel Springer, Bauer Media Group, Motorpress и другие. Наибольшей популярностью пользуются журналы о знаменитостях и издания для женщин (40% рынка).

В Испании издаётся 90 ежедневных газет, из которых 6 общенациональных, 76 региональных, 4 спортивных и 4 по проблемам бизнеса. В целях компенсации потерь из-за сокращения рекламных поступлений в газеты всё более широко применяются промоакции, различные методы увеличения объёмов продаж.  Сегодня при покупке газеты покупателю могут предложить телефонную карту, DVD-диски и тому подобные товары.

На обложке журнала или на титульной странице газеты в типографии проставляется розничная цена издания. Заработок продавцов формируется из предоставляемых издателями скидок, которые составляют 20% в маленьких городах и 25% - в больших. Однако в отличие от книжного сегмента эти нормы не регулируются законом.

Непроданные экземпляры подлежат возврату: розничный продавец возвращает нереализованный тираж дистрибутору, тот – издателю. 

За последние 5 лет серьёзно сократились экономические показатели отрасли печатных СМИ. Сегодня оборот рынка журналов оценивается в 357 млн. евро (в 2007 г.  – 504 млн. евро), газет – в 882 млн. евро (в 2007 г. – 1 005 млн.  евро), патворков - в 40 млн. евро (в 2007 г. – 156 млн. евро).  В 2012 году товарооборот журналов и патворков сократился на 16,04%, газет – на 13,65%. Возвраты журналов и патворков составили 49,68%, газет – 37,45%.

В стране действуют 3 национальных дистрибутора и порядка 100 региональных дистрибуторов, кроме того некоторые издатели имеют собственные структуры по распространению изданий.

Региональные дистрибуторы подразделяются на 3 группы:

- независимые (15); 

- местные представители национальных дистрибуторов (45);

- распространители, принадлежащие ведущим газетным группам (40).

Система распространения периодики по состоянию на начало 2013 года насчитывала 24 785 точек продаж (киоски, автозаправки, павильоны в аэропортах, гостиницах и т.д.). Роль супермаркетов на рынке продаж прессы невелика. Сопутствующие товары в точках продаж прессы лишь частично компенсируют потери от сокращения реализации газет и журналов.

Докладчик проиллюстрировал основные тенденции, свойственные испанскому рынку дистрибуции периодики. За 5 лет на 37,7% сократился рынок газет и журналов. Происходит процесс слияний и поглощений,  прекратили своё существование 4 национальных дистрибутора: Atheneum, Dispesa, Dispaña и Coedis. За 15 лет на 20% сократилась численность точек продаж. Вместе с тем, не изменилась ставка НДС на печатную продукцию (18%), тогда как на остальные виды товаров размер НДС был увеличен до 21%. 

В целях сохранения системы дистрибуции газет и журналов в стране предприняты определённые шаги. Рабочая группа из представителей издательств, национальных и региональных дистрибуторов изучила опыт Германии, где государство практически не вмешивается в дела средств массовой информации, и Франции, в которой государство оказывает СМИ значительную поддержку. 

С учётом специфики Испании была составлена новая классификация объектов по продаже прессы:

- специализированные пункты продаж (новостные агенты), в экспозиции которых присутствует от 700 до 1000 наименований изданий; 

- непрофильные точки продаж – супермаркеты, заправки и т.д. В них продаётся от 80 до 150 наименований газет и журналов.

Далее был разработан план поддержки специализированных точек продаж прессы, который предусматривает: 

- меры по продвижению продукции в торговые точки;

- меры по привлечению покупателей в торговые точки;

- техническое обеспечение;

- меры по продвижению конкретных изданий;

- меры по увеличению доходности торговых точек;

- дополнительные меры.

 Для узнаваемости специализированных киосков прессы разработан специальный логотип, начата рекламная кампания с использованием фотографий известных и популярных в Испании личностей.

Докладчик сделал акцент на необходимости консолидации усилий издателей и дистрибуторов прессы в поддержке каналов распространения СМИ. Испанские коллеги планируют также начать переговоры с правительством страны по вопросу оказания помощи рынку печатных СМИ. Таким образом, Испания выбрала свой путь сохранения и развития специализированных торговых объектов прессы, базирующийся на внутриотраслевых мерах и активным диалоге с правительством.

Пресс-служба АРПП