Группа компаний «Кардос», основанная в 1999 году, в настоящее время входит в число лидеров в области распространения печатной продукции. Зарубежным коллегам были продемонстрированы технологии, разработанные специалистами компании, линии по обработке тиражей прямого посыла. За счёт внедрения данного оборудования количество ошибок по компоновке заказа сократилось в 12 раз. Сортировка тиражей происходит ежедневно с 18.00 до 2 часов ночи. Ассортимент периодики превышает три тысячи наименований газет и журналов, а также более десяти тысяч товаров народного потребления.
А. Вавилов представил новый издательский проект ГК «Кардос» – телегид «Телек». Несмотря на сокращение объёмов реализации периодики, заметил он, телегиды, относящиеся к низкой ценовой категории, демонстрирует рост продаж. С тем чтобы подчеркнуть ценовую доступность издания для населения, на обложке печатается низкая розничная цена в размере 10 рублей. Эта цифра стала элементом логотипа, отличительным знаком издания. «Многие издатели хотят войти в сегмент дорогих глянцевых журналов. Мы же считаем, что дешевая периодика значительно привлекательней, как для потребителя, так и для рекламодателя», - сделал акцент А. Вавилов.
В ходе состоявшейся беседы генеральный директор Press Distributors Forum Майкл Ньюман (Англия) рассказал о некоторых особенностях дистрибуции прессы своей страны. В Великобритании дистрибутор возвращает издателю ремиссионные тиражи только порнографических журналов. Нереализованные экземпляры других тематических групп уничтожаются дистрибутором. А. Вавилов пояснил, что в России дистрибутор возвращает издателю все непроданные копии. Одновременно выразил надежду, что со временем российские дистрибуторы и издатели перейдут к европейской схеме обработки ремиссии.
Во время пребывания в ГК «Кардос» гости задавали вопросы по работе предприятия, по рынку СМИ Москвы. Состоялся обмен мнениями, в заключение визита, гости познакомились с примерами диверсификации бизнеса, развитием новых проектов и технологий ГК «Кардос».
В тот же день иностранных участников VIII Европейского круглого стола дистрибуторов прессы принял заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) В.В. Григорьев. На встрече также присутствовали заместитель начальника управления периодической печати ФАПМК Ю.С. Пуля, президент АРПП Д.В. Мартынов, председатель правления АРПП А.В. Оськин, генеральный директор ГК «Альянс» М.А. Былева.
В ходе беседы зарубежные участники встречи озвучили некоторые особенности национальных рынков распространения печатных СМИ своих стран, рассказали о существующих программах поддержки прессы.
Исполнительный директор Федерации Национальных Ассоциаций Дистрибуторов Прессы Хосе Мануэль Анта (Испания) сообщил, что в Испании разработана программа поддержки специализированных точек продаж прессы. Это вызвано тем, что численность торговых объектов, в которых продаётся периодика, постоянно сокращается.
Наряду с этим намечается активизировать диалог с правительством страны в целях разработки комплекса мер по оказанию государственной поддержки специализированным объектам прессы. Планируем взять за основу опыт Франции, где механизм государственной поддержки успешно функционирует на протяжении многих лет.
Х. Анта сказал, что согласно исследованиям, проведённым экспертами его ассоциации, покупатель приобретает новый журнал в специализированной точке по продаже прессы, а не в супермаркете или на заправке. Таким образом, издатели, вкладывающие деньги в рекламу на телевидении, не эффективно, как представляется, расходуют маркетинговый бюджет. «В последнее время мы отмечаем изменение философии издателей. Они начинают понимать, что один евро, потраченный на продвижение изданий в специализированной торговой точке, даёт большую отдачу, чем один евро, вложенный в продвижение на телевидении или в сети Интернет», - добавил он.
Об особенностях рынка дистрибуции прессы Англии рассказал генеральный директор Press Distributors Forum Майк Ньюман. В стране, по его словам, происходит устойчивый рост количества розничных точек, в которых можно прибрести прессу. Их численность возросла с 32 тысяч до 54 тысяч. В отличие от других стран в Великобритании отсутствуют специализированные киоски и павильоны прессы. Газеты и журналы продаются в обычных магазинах, аптеках, кафе и т.д. Подписка на газеты не проводится. Лишь 17% журналов распространяются по подписке. О высоком социальном статусе традиционной прессе говорит тот факт, что для бумажных версий периодики установлена нулевая ставка НДС, ставка же налога для цифровых СМИ составляет 21%.
Генеральный директор независимого дистрибутора Messaggerie periodici Л. Маури, отметил, что в Италии наблюдается изменение в отношении издателей к проблемам дистрибуции газет и журналов. Пять-семь лет назад, сказал он, в издательском сообществе существовало устойчивое мнение, что сокращение количества торговых точек не влияет на тиражи. Сегодня, эта парадигма меняется, издатели осознали, что потеря одного торгового объекта прессы негативно сказывается на тиражах. Закрытие киоска прессы не компенсируется увеличением продаж в соседней торговой точке. Закрытие торговой точки прессы приводит к тому, что покупатель переключается на другие товары развлекательной тематики.
Председатель правления АРПП А.В. Оськин напомнил, что традиция проведения круглых столов дистрибуторов прессы зародилась 7 лет назад по инициативе АРПП во время проведения конгресса «Дистрипресс». Он отметил как весьма полезные выступления всех участников VIII Европейского круглого стола дистрибуторов прессы. Обратил внимание на то, что многие процессы на рынках печатных СМИ европейских стран происходят по схожим сценариям и носят объективный характер. Вместе с тем имеются и существенные различия, которые объясняются национальными условиями.
В большинстве стран Европы сокращается количество торговых объектов прессы. Исключение составляют только Великобритания и Германия, где наблюдается рост числа точек по продаже газет и журналов. Несомненный интерес для России, по мнению А.В. Оськина, представляет изучение опыта Испании, где готовятся комплексная программа поддержки рынка печатных СМИ.
В.В. Григорьев довёл до сведения иностранных и российских участников встречи, что на поддержку медиарынка в России ежегодно выделяется сумма, эквивалентная 2 млрд. долларов США. Большая часть этих средств расходуется на телевидение. Как положительный аспект развития СМИ, В.В. Григорьев оценил то, что к 2015 году запланирован перевод радио- и телесигнала на цифровое вещание. Уровень проникновения Интернета в целом по стране составляет около 45%, в Москве - 70%, это один из лучших показателей в Европе.
К сожалению, подчеркнул В.В. Григорьев, система дистрибуции прессы в России практически не поддерживается. Если в целом смотреть на развитие медиабизнеса в стране, то следует признать, что самым неразвитым сегментом на сегодняшний день является именно дистрибуция прессы. Заместитель руководителя ФАПМК выразил заинтересованность познакомиться с исследованием испанских коллег о мерах государственной поддержки прессы. На что получил положительный ответ и обещание со стороны Х. Анта предоставить в АРПП по завершении работ все материалы по данной проблеме.
Григорьев В.В. высказал заинтересованность Агентства в проведении исследований европейского опыта господдержки рынка дистрибуции печатных СМИ. На основе такого анализа было бы целесообразным разработать комплекс мер, направленный на поддержку российских распространителей периодики. Поддержав бизнес дистрибутора, мы поддержим издателей, полиграфистов, производителей бумаги и представителей других отраслей экономики. Дистрибутор – локомотив, который может и должен вытащить рынок периодики из кризиса.
В заключение беседы Х. Анта дал высокую оценку прошедшему VIII круглому столу, поблагодарил ФАПМК и АРПП за помощь в проведении этого важного международного форума.
Пресс служба АРПП