В рамках мероприятия прошел Европейский круглый стол, участие в котором приняли представители компаний по распространению прессы из нескольких стран Европы. Итоги работы круглого стола PlanetaSMI.RU обсудила с председателем правления АРПП Александром Оськиным.
— Александр Владимирович, какие основные наблюдения и выводы вы сделали по итогам мероприятия?
— Состоявшийся в Москве Европейский круглый стол выявил ряд открытий и закономерностей. Прежде всего надо отметить, что тенденции, существующие на российском рынке печатных СМИ, аналогичны процессам, происходящим на медиарынках Европы. Там также падает спрос на печатную продукцию — скорость падения составляет 5-7% в год, сокращается количество объектов прессы, ухудшается экономика отрасли дистрибуции. Все это приводит к различным титаническим изменениям на национальных рынках европейских стран.
— И как на них реагирует рынок?
— Дистрибьюторы прессы начинают объединяться, чтобы избежать банкротства, они решаются на совместные программы по преодолению кризиса. Активно подключаются к этому процессу и издатели. Но в каждой стране механизмы решения отраслевых проблем имеют свои особенности.
— Вы сказали, что количество объектов прессы в Европе также сокращается. Данная тенденция характерна для всех европейских стран?
— Это самый главный и интересный вывод, который я сделал по итогам круглого стола: количество киосков в пересчете на душу населения сокращается во всех странах Европы, кроме Великобритании и Германии. Здесь же, напротив — их число увеличивается.
Что касается Италии, Испании и Франции, то число объектов, реализующих печатную продукцию, в этих странах идет на убыль. Здесь удалось лишь притормозить процесс сокращения объектов прессы либо путем консолидации усилий дистрибьюторов и издателей, как это произошло в Испании, либо при активной господдержке отрасли, как это делается во Франции.
— Во Франции, говорят, действует один из мощнейших механизмов государственной поддержки отрасли печатных СМИ…
— Франция — это вообще отдельная тема. В этой стране выделяется около 1 млрд. евро на поддержку медиаотрасли, которая включает льготные ставки по налогам, субсидии, дотации и многое другое. Такого уровня господдержки, действительно, нет больше ни в одной стране.
— Даже в Германии? Ведь здесь тоже, как вы сказали, количество киосков растет?
— В процессе стабилизации печатной отрасли Германии весомая роль принадлежит местным издателям. Именно они, объединившись, начали процесс спасения системы распространения печатной продукции. Благодаря их активной поддержке и усилиям, количество точек продаж периодики выросло до 120 тыс. Это стало не только рекордом для Германии, но и знаменательным событием для всей мировой отрасли печатных СМИ, которая, как известно, все последние годы испытывает массу трудностей.
— Так что именно было сделано?
— Благодаря усилиям издателей, дистрибьюторы прессы получили возможность поставлять печатную продукцию в неспециализированные торговые точки: булочные, аптеки, овощные магазины и так далее. Все эти объекты торговли выделяют на своих площадях специальные зоны под продажу периодики. Пресса здесь продается наравне с остальным товаром.
Похожим путем пошли и в Великобритании, хотя использовали несколько иной механизм. Здесь прессой также могут торговать любые объекты розничной торговли независимо от специализации. Однако получают они это право только в том случае, если оказываются готовы обеспечить реализацию определенного минимального объема. Данный механизм принес свои ожидаемые плоды: число точек по продажам прессы в Великобритании за последний период выросло с 32 тыс. до 54 тыс.
— Насколько привлекательна пресса, как товар, для не профильной торговли?
— Очень! Так как дает хорошие результаты. Кроме того, благодаря работе с газетами и журналами, розничной точки расширяют ассортимент за счет привлекательного и всегда востребованного товара. В нашей же стране, где постоянно ведется борьба за расширение ассортимента в рознице, никому пока и в голову не приходит торговать печатной продукцией в хлебном или цветочном магазине. Я уже не говорю про овощную палатку… А в Европе это стало возможным и приносит отличные результаты! Опыт Германии и Великобритании тем революционен и знаменателен, что позволяет, «размазывая» прессу по рынку через все возможные торговые точки, обеспечивать расширение каналов распространения и активный сбыт печатной продукции.
— Так, Англию и Германию мы с вами обсудили... А что же Испания?
— Наши испанские коллеги, выступая на круглом столе, рассказали, что для спасания отрасли ими был создан альянс всех заинтересованных сторон в поддержку розницы. Как они считают, создание такой организации позволяет налаживать диалог с властью для обеспечения льготных условий ведения бизнеса предприятиями отрасли. Испанцы считают, что «размазывание» печатной продукции по всей рознице — это не решение проблемы, а уход от нее. Непрофессиональная розница не может дать нужные объемы продаж, а непрофессиональная работа с печатью продавцов тех же булочных не позволяет обеспечивать необходимое качество реализации печатной продукции. Испанцы решили, что необходимы иные механизмы, и встали на путь создания системы коллективной ответственности за систему распространения прессы. Для этих целей ими и был создан отраслевой альянс, разработана программа действий по спасению розничных продаж прессы, которая включает не только поддержку самих торговых объектов, но и их промоушен, рекламу, привлечение к ним посетителей, насыщение привлекательным ассортиментом и многое другое.
— Так подробно познакомившись с опытом европейских коллег, какой путь вы считаете наиболее приемлемым для российского рынка распространения?
— На мой взгляд, испанский путь, который сочетает мобилизацию отрасли и диалог с властью, для России наиболее интересен и привлекателен. Хотя, как нас учил товарищ Зюганов, к победе надо идти тремя колоннами. Поэтому, на пути к спасению наших объектов прессы я бы одновременно обратился и к опыту Испании, и к тем механизмам, которые предлагают коллеги из Великобритании и Германии.
Источник: PlanetaSMI.RU