Основная негативная тенденция на рынке печатных СМИ — стремительное сокращение каналов розничного распространения прессы. За последние пять лет количество киосков прессы, являющихся основным каналом продаж периодики населению, в целом по России сократилась на 26% — с 42-х до 30 тыс. За аналогичный период в Москве их количество уменьшилось на 20%.
В настоящее время сокращение специализированных торговых объектов прессы приобрело такой масштаб, что стало реальной угрозой для дальнейшего существования рынка распространения периодики. Падение тиражей печатных СМИ в большей мере уже определяет не снижение спроса со стороны читателей и изменение покупательских предпочтений в сторону цифровых медиа, а именно сокращение количества розничных специализированных объектов, что делает прессу малодоступной для населения. Между тем, и российский, и международный опыт показывают, что закрытие одного магазина по продаже прессы не компенсируется увеличением спроса в других.
Сегодня в Москве наблюдается крайне опасная тенденция постоянного роста количества не работающих киосков прессы. Их доля составляет уже около 30% от всей существующей киосковой сети в городе. Основной причиной этого является низкая рентабельность, а проще говоря, убыточность бизнеса. Отмечу, что за период с 2008 по 2012 гг. его рентабельность сократилась более чем в 3,5 раза, и с егодня практически не превышает 1-2%. Такая ситуация в отрасли не позволяет направлять необходимые финансовые и материальные средства даже на осуществление в полном объеме текущей профессиональной деятельности, не говоря уже о возможности выделения средств на развитие бизнеса. Участились случаи банкротства и ухода с рынка крупных сетевых компаний, наблюдается потеря интереса со стороны предпринимательства к распространительскому бизнесу, открыто высказываются намерения перейти в другие сферы деятельности .
При таких темпах негативных тенденций московский рынок печатных СМИ уже через два-три года может в принципе прекратить существование. Не трудно представить, какими социальными, экономическими и политическими последствиями может это обернуться не только для столицы, но и для государства в целом.
Медиаотрасль всегда активно поддерживала стремление Правительства Москвы в наведении порядка на столичном рынке мелкой розницы. Но, к большому сожалению, вынуждены констатировать тот факт, что действующие в настоящее время нормативные правила и экономические условия организации московского рынка мелкой розницы практически не учитывают специфику отрасли продаж прессы и не способствуют ее сохранению и развитию.
В целях экономической поддержки объектов прессы необходимо рассмотреть возможность расширения ассортимента товаров импульсного спроса в интересах москвичей.
Говоря об ассортиментной политике, уместно привести пример Финляндии, где торговому объекту, чтобы получить льготы как социально значимому, необходимо иметь в ассортименте лишь 20% печатной продукции. А так как пресса, что в России, что в мире, относится к низкорентабельной группе товаров, распространители Финляндии получают возможность включить в ассортимент более рентабельную продукцию, тем самым покрывая издержки, вызванные продажами печати.
Мы предлагаем в качестве основного критерия ассортиментной политики киосков прессы принять долю от продажи прессы, книг, печатной и другой медийной продукции в товарообороте киоска не менее 50% всего товарооборота. При этом сопутствующие товары выбираются владельцами киосков по принципу: «Торговать можно всем, что не запрещено соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации».
В качестве товаров и услуг могут быть использованы снеки, кондитерские изделия, галантерейная продукция, товары личной гигиены, безалкогольные напитки, мороженое в промышленной упаковке, выдача интернет-заказов и др. При этом, в киосках прессы категорически не должна допускаться продажа алкоголя и товаров эротического характера.
Такую позицию поддерживает подавляющее большинство представителей рынка: чем проще критерии и меньше запретов на сопутствующие товары, тем легче поднять рентабельность киоска.
Реализация в киосках прессы прохладительных напитков, соков и мороженого для населения в летнее время года с помощью выносного холодильного оборудования — еще один из наиболее наболевших и актуальнейших вопросов для столичных распространителей прессы сегодня.
В соответствии с Распоряжением Департамента торговли и услуг №136 от 21.08.2012, регламентирующим ассортиментный перечень товаров для продажи в нестационарных торговых объектах, в киосках печати разрешена торговля соками и безалкогольными прохладительными напитками в период с 1 апреля по 1 октября. Вместе с тем, ограниченная площадь объектов по продаже прессы не позволяет устанавливать холодильники внутри, что делает практически невозможной реализацию данной группы товаров, пользующихся повышенным спросом населения.По информации из Департамента торговли и услуг соответствующие нормативные изменения, регламентирующие установку дополнительного холодильного оборудования, должны быть внесены в новую редакцию Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 №26-ПП. К сожалению, этот нормативный документ по различным причинам, не зависящим от столичного предпринимательского сообщества, до сих пор не издан.
Принимая во внимание, что в Москве в настоящее время имеется около 3 тыс. киосков и павильонов прессы, наличие в них прохладительных напитков в наступающее жаркое лето позволит значительно улучшить комфортную среду для москвичей и гостей столицы. Установка холодильного оборудования с прохладительными напитками рядом с киосками прессы в Москве может улучшить обслуживание населения в жаркие месяцы и способствовать повышению реализации тиражей газет и журналов.
Большую тревогу вызывает и вопрос с выводом киосков печати из зон транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В соответствии со своим функциональным предназначением по обеспечению максимальной доступности москвичей и гостей столицы к печатным СМИ, объекты по продаже прессы должны размещаться в местах массовых скоплений людей, в том числе в непосредственной близости от пассажиропотоков, остановок и ТПУ. Кроме того, следует подчеркнуть, что место размещения киоска прессы сегодня во многом определяет его рентабельность.
К сожалению, уже в течение целого года предприятия рынка печатных СМИ испытывают постоянное напряжение, связанное с угрозой массового перемещения объектов прессы из зон ТПУ. Ее причиной стала инициатива Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы при строительстве в 2013 году 132 транспортно-пересадочных узлов (в рамках реализации программы «Развитие транспортной системы города») о выводе всех сторонних объектов с их территории в пределах двухсотметровой зоны. Мы всегда относились с пониманием к работе по решению транспортной проблемы в столице. Однако, в свою очередь, просим принимать во внимание социальную значимость объектов прессы и экономическое состояние отрасли. Не говоря уже о том, что последствия таких решений для города будут не утешительны. По экспертным оценкам, в случае, если данная программа будет реализована, столичный рынок печатных СМИ столицы потеряет около 30% оборота, а падение тиражей московских газет достигнет 50%.
В целях недопущения в будущем подобных ситуаций, на наш взгляд, необходимо нормативно узаконить в масштабах города правило о приоритетных местах размещения нестационарных торговых объектов специализации «печать», в том числе в пределах строящихся ТПУ, на железнодорожных платформах, автовокзалах, рядом со станциями метро. Правила и условия предоставления компенсационных мест должны быть официально сформулированы таким образом, чтобы места были действительно равнозначными с точки зрения рентабельности.
Мы хотели бы попросить представителей Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы рассмотреть возможность смягчения требований к установке объектов прессы на остановках общественного транспорта, на перекрёстках и в десятиметровой зоне возле станций метрополитена.
Источник: PlanetaSMI.RU