Мозговой штурм вокруг судьбы печатных СМИ в Москве и Бангкоке

На днях в Москве состоялась VIII Международная конференция дистрибуторов прессы, в рамках которой прошел Европейский круглый стол с участием  представителей компаний по распространению прессы из нескольких стран Европы.

Здесь был выявлен  ряд открытий и закономерностей. Прежде всего, выяснилось, что тенденции, существующие на российском рынке печатных СМИ, аналогичны процессам, происходящим на медиарынках Европы. Там также падает спрос на печатную продукцию — скорость падения составляет 5-7% в год, сокращается количество объектов прессы, ухудшается экономика отрасли дистрибуции. Все это приводит к различным тектоническим изменениям на национальных рынках европейских стран. 

Впрочем, есть и существенные различия.  Например, количество киосков в пересчете на душу населения сокращается во всех странах Европы, кроме Великобритании и Германии, где их число увеличивается. А вот в Италии, Испании и Франции число объектов, реализующих печатную продукцию идет на убыль. Здесь удалось лишь притормозить процесс сокращения объектов прессы, но в каждой стране механизмы решения отраслевых проблем имеют свои особенности.


Так, во Франции действует один из мощнейших механизмов государственной поддержки отрасли печатных СМИ. В этой стране ежегодно выделяется около 1 млрд. евро на поддержку медиаотрасли, которая включает льготные ставки по налогам, субсидии, дотации и многое другое.

В Испании пошли по пути консолидации усилий дистрибуторов и издателей. Здесь была создана рабочая группа из представителей издательств, национальных и региональных дистрибуторов, которая разработала план поддержки специализированных точек продаж прессы. План предусматривает меры по продвижению продукции и привлечению покупателей в торговые точки, по продвижению конкретных изданий и  увеличению доходности торговых точек и их техническому обеспечению.

В процессе стабилизации печатной отрасли Германии весомая роль принадлежит местным издателям. Именно они, объединившись, начали процесс спасения системы распространения печатной продукции. Благодаря их активной поддержке и усилиям, количество точек продаж периодики выросло до 120 тыс. Это стало не только рекордом для Германии, но и знаменательным событием для всей мировой отрасли печатных СМИ. Благодаря усилиям издателей, дистрибьюторы прессы получили возможность поставлять печатную продукцию в неспециализированные торговые точки: булочные, аптеки, овощные магазины и так далее. Все эти объекты торговли выделяют на своих площадях специальные зоны под продажу периодики. Пресса здесь продается наравне с остальным товаром.

Похожим путем пошли и в Великобритании, хотя использовали несколько иной механизм. Здесь прессой также могут торговать любые объекты розничной торговли независимо от специализации. Однако получают они это право только в том случае, если оказываются готовы обеспечить реализацию определенного минимального объема печатной продукции.

В Великобритании самым логичным способом формирования цивилизованных отношений в отрасли посчитали создание системы саморегулирования по всей цепочке: издатель - оптовик - розничный продавец. В конце 2010 года был сформирован Форум Дистрибуции Прессы (PDF), в который вошли издатели газет, журнальные дистрибуторы и оптовики. Его цель – объединить на добровольной основе все заинтересованные стороны, участвующие в процессе распространения газет и журналов. PDF разработал Хартию Отрасли, в которой записаны стандарты обслуживания ритейлеров, для рассмотрения претензий и жалоб создана Контрольная Комиссия Распространения Прессы, в её состав входят представители издательств, оптовых компаний, а также представители розничной торговли. Саморегулирование рынка печатных СМИ в Великобритании обеспечило рост точек розничных продаж печатной продукции с 32 тысяч до 54 тысяч.

Между тем, недавно в Бангкоке состоялся 65-й конгресс Всемирной новостной и газетной ассоциации WAN-IFRA, а также 20-й Всемирный форум редакторов. Газета Комсомольская правда в Украине, в материале об этом мероприятии процитировала выступление Бориса Ложкина, президента  UMH Group, который озвучил тенденции развития СМИ на всем постсоветском пространстве: « Мир стоит на пороге информационного бума. Мы идем в мультиэкранное будущее, сенсорные экраны появятся везде - на стенах, холодильниках, стиральных машинах, в автомобилях, лифте. Отовсюду можно будет зайти в Интернет и почитать новости…Структура потребления информации принципиально изменится. Телевидение смешается с Интернетом, и сложно будет отличить телеканал от сайта. Бумажная пресса будет мигрировать в Интернет и превращаться онлайн-проекты с элементами телевидения. Все эти изменения произойдут в течение 2-3 лет».  Упомянул Борис Ложкин и об опыте «Комсомольской правды», которая  одной из первых на постсоветском пространстве запустила интернет-ТВ, создала качественный портал, приучила работать журналистов в мультимедиаформате - писать заметки в газету и на сайт, снимать видеосюжеты, записывать аудио.

В отношении «Комсомолки» коллега Ложкин абсолютно прав за одним исключением. По имеющейся информации, «Комсомольская правда» после всех своих медиаэкспериментов имеет серьезные экономические трудности. Дыра в бюджете этого ИД составляет 250 млн. рублей ежегодно. Боюсь, что мультимедийная активность «Комсомолки» теперь несколько снизится, а правда в том, что в «цифре» пока серьезных денег нет. Деньги в печатке. Поэтому грамотные издатели делают ставку на развитие продаж печатных изданий, переходят от рекламоцентричной к продажецентричной модели бизнеса. Но, к сожалению, большинство таких продвинутых руководителей СМИ в основном находятся за рубежом.

Источник: alexander-oskin.livejournal.com