В поисках путей спасения. Как в Испании издатели и распространители борются за выживание киосков прессы

На прошлой неделе в московской гостинице «Космос» состоялась VIII Международная конференция дистрибуторов прессы, на которую съехались делегаты из нескольких стран Европы. На состоявшемся в рамках мероприятия Европейском круглом столе они выступили с обзорными докладами, рассказав о тенденциях на рынках дистрибуции прессы в своих странах. О ситуации в Испании, в частности, подробно рассказал управляющий директор FANDE — Ассоциации национальных дистрибуторов прессы Испании —Хосе Мануэль Анта. PlanetaSMI.RU представляет обзор, основанный на его выступлении.

Рынок журналов

В настоящее время в Испании работает 750 издательских домов, выпускающих порядка 7 000 наименований журналов. При этом самые крупные из издателей выпускают всего 16 наименований, охватывающих 72% рынка.

В Испании работают крупнейшие международные издательские холдинги: Аxel Springer, Bauer, G+J, Motorpress и др. Наиболее значимыми местными игроками издательского рынка журналов являются Grupo Heres, Hola, RBA и Grupo Zeta. Некоторые из них работают также и на международном уровне.

Наибольший объем журнального рынка занимают издания о звездах и для женщин (40%). Хорошо развиты журналы в нишах «Дом и уют» (6,2%), «Автомобили» (4,7%), «ТВ» (3,3%), «Наука и культура» (2,9%).

Одной из наиболее значимых тенденций в журнальном сегменте в последние годы стал выпуск изданий малых — карманных — форматов. Кроме того, все большее распространение получает практика вкладок в журналы различной промо-продукции и подарков, способных привлечь дополнительное внимание потенциальных покупателей.

С другой стороны, на испанском рынке, также как и во всем мире, наблюдается отток рекламы из журнального сектора. Что, безусловно, наносит ощутимый урон бюджетам издателей.

Рынок газет

Хорошо развит в Испании и рынок газетной периодики. В настоящее время в стране выпускается 90 ежедневных газет: шесть высокотиражных национальных, 76 региональных, четыре спортивных и четыре бизнес-тематики. Как видно из этих данных, огромное значение для испанского рынка имеет именно местная пресса: в большинстве провинций локальные газеты занимают лидирующие позиции.

Основными национальными газетами являются: ABC (ИД Vocento), El Mundo (ИД Unedisa), El País (ИД Prisa), El Periódico (ИД Zeta), La Razón (ИД Planeta) и La Vanguardia (ИД Godó). Все они входят в крупные медийные холдинги, которые в свою очередь выпускают проекты не только в сфере печати, но в сфере электронных СМИ.

Особая роль на испанском рынке отведена спортивным изданиям. Они имеют высокие тиражи и устойчивый спрос со стороны читателей. Из четырех выходящих в стране спортивных газет, две выпускаются в Мадриде (As и Marca) и две в Барселоне (Sport и Mundo Deportivo).

Как и на рынке журналов, в газетном сегменте также активно внедряется практика приложений. Если раньше вместе с газетами реализовывались только книги, то сейчас это могут быть совершенно разные продукты, начиная от дисков и заканчивая планшетными компьютерами. Все акции направлены на одно — как можно больше заинтересовать покупателей ежедневной периодикой, сохранить и увеличить тиражи. Что особенно актуально на фоне падения рекламных доходов. Наибольшие финансовые трудности из-за их сокращения испытывает независимая ежедневная пресса, чье благосостояние во многом определяется размерами рекламных поступлений. В такой ситуации издатели начинают больше внимания уделять вопросам реализации тиражей, так как доход от розничных продаж становится для них чуть ли не единственной доходной статьей.

Тонкости распространения

В отличие от России, в Испании взаимоотношения издателя и дистрибьютора строятся по системе агентских отношений. Благодаря этому, сложившаяся система ценообразования позволяет издателю точно указывать на обложке розничную стоимость своего продукта. Все каналы распространения соблюдают рекомендованную цену — данное требование издателей выполняется неукоснительно.

Зарабатывает же распространитель не на наценке, а на скидке от конечной цены. Эта норма была закреплена на рынке еще в 1972 году. Скидка для конечного продавца составляет 25% — для распространителей в крупных городах, и 20% — в более мелких.

В стране налажена система возвратов непроданных тиражей. Такие издания возвращаются из конечных точек продаж локальному дистрибьютору, тот передает их дистрибьютору национальному, и уже последний транспортирует их издателю.

Одной из главных особенностью рынка дистрибуции прессы Испании является географическая эксклюзивность, которая подразумевает заключение контракта на продажи газет и журналов эксклюзивно по всей территории той или иной провинции.

Рисунок 1

Схема дистрибуции прессы в Италии

 

 

 

Издатель имеет право заключить контракт как с национальным дистрибьютором, так и напрямую с местным.

Таблица 1

Экономические условия работы распространителей прессы Испании: скидка от конечной цены без НДС; %

 

Национальный

дистрибьютор

Местный

дистрибьютор

Розница

Точки продаж

в провинциях

Точки продаж

в крупных городах

(Барселона, Мадрид

и др.)

Коллекционные издания

38-45

27-33

20-25

25

Журналы

31-42

25-32

20

25

Издание о хобби; комиксы

39-48

30-35

25

30

Газеты *

 

25

20

20

* Издатели газет финансируют местных распространителей прессы, выделяя 130 млн. евро на логистику

Таким образом, несмотря на территориальную эксклюзивность, на рынке дистрибуции прессы действует конкуренция за право работы в той или иной провинции.

Из общего объема продаж, оборот журналов в Испании на сегодняшний день составляет 357 млн. евро (для сравнения в 2007 году этот показатель составлял 504 млн. евро); оборот газет 882 млн. евро (показатель 2007 года — 1 005 млн. евро); партворков 40 млн. евро (156 млн. евро в 2007 году).

Эти данные прекрасно демонстрируют произошедшее за последние пять лет значительное сокращение рынка.

Рынок дистрибуции

 

Как уже было сказано выше, рынок дистрибуции прессы в Испании представлен национальными и локальными игроками.

На национальном рынке в настоящее время, после целого ряда закрытий, слияний и поглощений, работают лишь три игрока: SGEL, LOGISTA PUBLICACIONES и GDEr.

Кроме этого, собственные предприятия по дистрибуции имеют и некоторые издатели. На правах распространителей эти компании входят в состав FANDE: HOLA, GPS, TOYMER и PANINI.

Что касается местных дистрибьюторов, то на сегодняшний день на территории Испании работает 100 подобных предприятий. Обеспечивая бесперебойные поставки газет и журналов, они работают каждый на «своей» территории на эксклюзивной основе. В целом локальных дистрибьюторов можно разделить на три сегмента:

  1. Независимые, представленные 15 компаниями.
  2. Местные подразделения национальных дистрибьюторов (45 предприятий).
  3. Локальные дистрибьюторы, принадлежащие крупным издателям. Это один из самых молодых сегментов на рынке, начавший свое развитие около 15 лет назад. Именно тогда некоторыми испанскими издателями было принято решение о создании собственных структур для дистрибуции прессы на местные рынки. В настоящий момент таких компаний насчитывается 40. Они покрывают практически всю территорию страны.

На локальных рынках дистрибуции присутствует здоровая конкуренция. Чаще всего борьба разворачивается между двумя-тремя компаниями, которые конкурируют за каждую отдельную провинцию. Например, сейчас большая конкурентная война развернута между тремя локальными дистрибьюторами в провинциях Астурия и Малага.

По данным на январь 2013 года в Испании насчитывается 24 785 точек продаж прессы. Именно они имеют решающее значение в процессе реализации розничных тиражей. Продажи, осуществляемые посредством крупной сетевой розницы (супер- и гипермаркетов), не так велики и существенны для рынка.

Однако, не смотря на всю значимость киосковой розницы, количество профессиональных точек продаж, начиная с 1995 года, сократилось на более чем 25%, что самым негативным образом сказалось на тиражах газет и журналов (в 1995 году количество киосков прессы в Испании составляло 32 тыс.). Данная тенденция стала настоящей проблемой для всех участников испанского рынка прессы. Тем более, что ушедший 2012 год показал наихудшую динамику рынка за последние пять лет.

Таблица 2

Динамика рынка дистрибуции прессы Испании (снижение оборотов и рост возвратов), 2012 г.

Оборот рынка, %

Журналы и партворки

-16,04

Газеты

-16,35

Возвраты, %

Журналы и партворки

+49,68

Газеты

+37,45

Если обобщить все вышесказанное, то общие тенденции сегмента дистрибуции прессы в Испании таковы:

  • Сокращение рынка периодических изданий на 37,7% за последние пять лет.
  • Исчезновение национальных дистрибьюторов. За последние три года с рынка исчезли такие крупные компании как Atheneum, Dispesa, Dispaña и Coedis. В стране осталось только три национальных дистрибьютора прессы.
  •  Активное развитие процесса консолидации дистрибьюторов на местном уровне (слияния и поглощения). Еще 20 лет назад на испанском рынке работало более 250 местных дистрибьюторов (в настоящее время их осталось 100).
  • Снижение количество точек продаж.
  • Произошедшее в 2012 году повышение НДС с 18% до 21%, хоть и не затронувшее периодику (на нее НДС составляет 4%), но оказавшее влияние на весь остальной, продающийся в киосках прессы, ассортимент.
  • Создание нового игрока на рынке логистики — Boyaca.

Спасение утопающих — дело общее

Как уже было указано выше, стремительное сокращение в стране количества профессиональных точек розничных продаж приняло угрожающие масштабы. По наблюдениям экспертов FANDE , «смерть» одного киоска не приводит к перераспределению покупательского потока. Издатели просто теряют тиражи. Ведь более 50% продаж прессы — и по тиражам, и по оборотам — приходится именно на специализированную розницу: киоски и магазины печатной продукции.

Причины их значимости просты.

Во-первых, профессиональные точки продаж имеют максимально широкий ассортимент — от 700 до 1 000 наименований печатных СМИ. Для сравнения — иные точки (супермаркеты, АЗС и пр.) работают лишь с 80-150 наименованиями.

Во-вторых — они имеют очень широкие сети.

В-третьих — они профессионально подходят к работе с периодикой, знают свой продукт, могут что-то рекомендовать покупателю. Тогда как в тех же супермаркетах и на заправках печатные издания не являются главным направлением бизнеса, поэтому работе с ними не уделяется необходимое внимание.

 

Для того, чтобы сохранить столь важную для их бизнеса киосковую розницу, испанские издатели начали действовать. Сегодня, совместно с распространителями, они приняли и целенаправленно реализуют целую программу по спасению розничного рынка. Сюда входит и продвижение самих печатных СМИ, и программы по стимулированию покупательского интереса к киоскам прессы, и специальные акции и вложения для покупателей периодики в профессиональной рознице, и множество других спецмероприятий.

Для этих целей была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители от каждого из направлений издательского бизнеса: газет, журналов, национальных и местных дистрибьюторов: AEDE (Ассоциация издателей газет), ARI (Ассоциация издателей журналов), UDNE (Ассоциация национальных дистрибьюторов) и A.N.D.P. (Ассоциация местных дистрибьюторов). В сентябре 2012 года ими было подписано соглашение о сотрудничестве, направленное на оказание максимальной поддержки розничным точкам продаж. Совместными усилиями был составлен план работы, который включает несколько пунктов:

  • Промо-мероприятия по продвижению киосков прессы.
  • Поддержка логистики.
  • Техническое оснащение.
  • Меры по продвижению самих издательских продуктов.
  • Меры по увеличению доходности киосков.
  • Дополнительные меры.

Чтобы понять, как именно ведется работы, можно привести в качестве примера одну из последних акций, направленных на привлечение дополнительного покупательского трафика к киоскам прессы. Суть промо-мероприятия сводилась к следующему. В течение определенного времени в каждый номер газеты El Mundo вкладывался специальный ваучер, за который, при обращении в киоск прессы, читатель мог получить на счет своего мобильного телефона почти 60 евро.

 

 

 

Эта акция затрагивала исключительно газетные киоски, о чем издатели предупреждали читателей со своих страниц. И если еще несколько месяцев назад при проведении подобных мероприятий издатели задействовали все возможные каналы коммуникаций — стойки в супермаркетах, почту и т.п., то теперь читателю предлагалось обращаться именно и только в киоски прессы.

Акция, проводимая одной из ведущих газет Испании, помогла значительно увеличить трафик точек продаж прессы, повысила интерес покупателей, которые при обращении в киоски параллельно совершали и другие покупки.

Изменение в поведении издателей, их нацеленность на сохранение такого важного канала продаж, как киоски прессы — один из главных залогов сохранения специализированной розницы по продажам газет и журналов.

Источник: PlanetaSMI.RU