Италия: Как издатели и распространители прессы забыли противоречия и нашли консенсус

В начале июня в Москве, в рамках VIII Международной конференции дистрибуторов прессы, состоялся Европейский круглый стол, участие в котором приняли делегаты из разных стран. PlanetaSMI.RU представляет выступление Пьеро Даниони, генерального директора ведущего национального дистрибутора Италии — Sodip. 

 Пьеро Даниони во время выступления на Европейском круглом столе. Фото: Константин Акопян

Проблемы рынка дистрибуции прессы, в нынешнее сложное экономическое время, практически во всех странах мира схожи. Тем не менее, в Италии этот сегмент рынка имеет свои особенности.

Схема дистрибуции

Система дистрибуции газет и журналов в Италии базируется на передаче отпечатанных тиражей от издателя к местному дистрибьютору посредством национального дистрибьютора.

Пошагово она выглядит следующим образом:

Шаг 1. Издатель доставляет свою продукцию национальному дистрибьютору (НД).

Шаг 2. НД, по согласованию с издателем, распределяет количество газет и журналов по местным дистрибьюторам (МД), исходя из потенциала региональных рынков и статистики возвратов.

Шаг 3. НД упаковывает тиражи и отправляет их МД.

Шаг 4. НД выставляет счет МД и ежемесячно отслеживает историю счетов.

Шаг 5. НД следит за авансами и балансом счета всех МД.

Шаг 6. НД собирает непроданные тиражи от МД, регистрирует их и доставляет обратно издателю.

Шаг 7. НД делает ежемесячную выписку со счета по операциям и отправляет ее издателю для оплаты.

Кроме того, национальный дистрибьютор обычно проверяет планы продаж местного дистрибьютора, а также проводит различные рекламные компании, направленные на увеличение продаж газет и журналов.

Рисунок 1

Схема отношений в канале дистрибуциипечатных СМИ Италии

 

 

 

В настоящее время в Италии работает около 100 национальных и местных дистрибьюторов. Большая часть из них — независимые частные компании.

 

 

 

Пьеро Даниони во время визита в ГК "Кардос", Москва. Фото: Евгения Трушина

Тенденции рынка

За последние годы общий оборот на рынке дистрибуции прессы Италии снизился с 4,8 млрд евро (в 2004 г.) до 2,5 млрд евро (в 2013 г.). Таким образом, падение составило 48%.

В 2004 г. оборот каждой розничной торговой точки в среднем составлял 24 000 евро. Сегодня этот показатель равен лишь 16 000 евро. Если скорректировать эти данные на размер инфляции, то потери составили 56%.

Данная тенденция является основной причиной снижения количества точек продаж прессы за период с 2004-го по 2013 гг.: с 38 000 (рентабельных — 35 000) до 32 300 (рентабельных — 31 000). Сегодня около 1 200 точек являются малодоходными, если не сказать убыточными. Некоторые из них продают только региональную прессу.

При этом количество точек продаж прессы в супермаркетах за тот же период почти не изменилось и сегодня составляет около 1 000. Их доля в продаже тиражей за последние годы значительно выросла (на 10-40%, в зависимости от издания).

Конечно, тенденция к снижению количества объектов продаж прессы и уменьшению рентабельности также связана и с местными бюрократическими проблемами, фискальной нагрузкой, географическими особенностями и т. д.

 

 

 

Пьеро Даниони во время прогулки по улицам Москвы. Фото: Евгения Трушина

Для того, чтобы хоть как-то выправить положение, участники рынка продаж прессы, при содействии правительства страны, активно внедряют дополнительный ассортимент. Помимо дисков с музыкой и фильмами, сегодня в итальянских киосках прессы можно приобрести канцелярские товары, штучные продукты питания и прохладительные напитки, для чего рядом с кисками прессы устанавливается специальное холодильное оборудование.

Одним из наиболее интересных товаров, с точки зрения привлечения дополнительного трафика, в Италии являются небольшие игрушки, которые также представлены на полках местных киосков. Сами киоски работают до десяти часов вечера, и люди, прогуливающиеся вечером с детьми, или спешащие домой с работы, с удовольствием покупают этот товар.

Конечно, игрушки можно купить и в обычном магазине у дома, и в супермаркете… Но магазины в такое время уже закрыты, а в супермаркет за машинкой никто не пойдет. Поэтому-то данный вид товаров и пользуется устойчивым спросом со стороны покупателей.

Рисунок 2

Доли рынка дистрибуции прессы по компаниям с разбивкой по видам продукции в 2012 году (объем рынка составлял 2,8 млрд евро).

 

 

 

Рисунок 3

Доли рынка дистрибуции прессы по компаниям с разбивкой по видам продукции в 2013 году (объем рынка — 2,5 млрд евро).

 

 

 

Общие негативные тенденции на рынке прессы за последние несколько лет привели к падению средней цены одного экземпляра. Что стало настоящей проблемой для всех участников рынка печати.

Рисунок 4

Средняя цена экземпляра журнала (евро)

 

 

 

Рисунок 5

Количество точек продаж прессы и средний оборот в евро (х1000)

 

 

 

Рисунок 6

Общее количество проданных журналов в год

 

 

 

Экономить позволяют технологии

Одним из способов сокращения издержек на итальянском рынке стало введение аффидевита для оптовиков.

Несмотря на то, что итальянские издатели всегда довольно бережно относились к непроданным экземплярам и возвращали их обратно, рост объемов непроданных тиражей в последние годы, а следовательно и увеличение затрат на обработку обратного потока, заставили их пересмотреть эту политику. По согласованию со всеми участниками рынка, было разработано новое программное оборудование, дающее оптовикам доступ к системе бухгалтерского учета каждой торговой точки. Таким образом, продажи на местах стали максимально прозрачными.

 

 

 

Пьеро Даниони во время прогулки по улицам Москвы. Фото: Евгения Трушина

Это, в свою очередь, позволило проводить утилизацию возвратов на уровне локальных дистрибьюторов, будучи твердо уверенными в том, что ни один из непроданных экземпляров не будет украден.

Новая технология позволяет сканировать до 10 000 копий в час, что является хорошим показателем как для национальных, так и для локальных дистрибьюторов. Их экономия на издержках в итоге составила 30 млн. евро в год.

Конечно, внедрение нового оборудования — дело для оптовиков очень затратное. Однако, несмотря на имеющиеся между издателями и распространителями прессы обычные противоречия, в данном вопросе был найден консенсус. Издатели пошли навстречу своим партнерам и проинвестировали проект.

В сложных экономических условиях крайне важно уметь находить общие решения на благо всех участников рынка.

***

Отчет о тенденциях на рынке дистрибуции прессы Испании, подготовленный по итогам Европейского круглого стола, читайте здесь.

Перевод: Наталья Корнеева

 

Источник: PlanetaSMI.RU