Новое СМИ Кремля призвано контролировать настроения бизнес-элиты

Кремль планирует создать собственное СМИ для того, чтобы «разрушить монополию либерализма» в информационной среде. Однако в качестве основных конкурентов названы издания, позиционирующиеся как деловые – «Ведомости» и «Коммерсант». Противоречивые стремления администрации президента Лениздат.Ру попросил прокомментировать политологов и журналистов. 

О планах Кремля учредить собственное издательство и выпускать в его рамках СМИ  корреспонденту «Коммерсанта» 11 июня обмолвился  председатель Совета директоров некоммерческого фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ)  Дмитрий Бадовский.  Основная функция нового медиа, с площадкой которого планируют определиться ближе к осени - конкурировать в информационной среде с такими «гигантами»  как «Коммерсант» и «Ведомости».

Бадовский отметил, что площадкой для нового СМИ могут стать ресурсы «Взгляд.Ру» и «Дни.Ру». «Взгляд.Ру» создан в 2005 году медиа-продюссером Константином Рыковым, чье издательство «Популярная литература» принадлежит ИСЭПИ. Изначально ресурс позиционировался создателями точно так же, как и пока безымянный новый проект Кремля – деловая газета, претендующая на звание конкурента «Ведомостей» и «Коммерсанта». Вероятно, роль портала в медиасреде нынешний главный идеолог администрации президента Вячеслав Володин переоценивать не склонен. Бывший главный редактор «Взгляд.ру» Алексей Шмелев в интервью Colta.ru увязывает создание очередного кремлевского СМИ с изменившейся по сравнению с эпохой Вячеслава Суркова медийной политикой.

«Большая часть сурковских кадров из «системы» вычищена, а те, кто остался, присягают на верность новому хозяину и пытаются встроиться в его «машину», -  уверен Шмелев. - Да и инструментарий, пожалуй, у Володина несколько другой — ориентированный в основном не на создание собственного контента, а на заглушку чужого».

В Кремле немного напрягаются

По мнению политолога Станислава Белковского, несмотря на огромную мощь в области телевидения, в остальных сегментах медиарынка Кремль довольно слаб. «Коммерсант» и «Ведомости» -  два издания, которые имеют решающие влияние на элиту современной России, если говорить о печатных изданиях, - сообщил Белковский в комментарии Лениздат.Ру. - И Кремль здесь конкуренцию явно проигрывает оппозиции». Причем политолог считает, что эта оппозиция не столько политическая, сколько этическая и эстетическая. «Для аудитории «Коммерсанта» и «Ведомостей» неприемлема кремлевская линия этики и эстетики, даже в тех случаях, когда с самими политическими решениями Владимира Путина элиты склонны соглашаться», - отметил Станислав Белковский.

С политологом согласен редактор журнала «Эксперт Северо-Запад» Дмитрий Глумсков.  По его мнению, «Коммерсант» и «Ведомости» - независимая пресса, способная формировать общественное мнение. « «Коммерсант», конечно, позиционируется во многом как деловое издание, но, по сути,  это полноценная общественно-политическая деловая газета. Естественно, именно политическое влияние «Коммерсанта» заставляет думать, что можно ему противопоставить на общественно-политическом поле». Дмитрий также отметил, что «Ведомости» по статусу ближе к экономическому изданию, но у газеты тоже есть острые материалы, - в том числе на экономические темы, которые касаются каких-либо политических трендов и развития общественных  инициатив.

Похожей  точки зрения придерживается и главный редактор «Делового Петербурга» Максим Васюков. «Давно заметно, что люди в Кремле немного напрягаются из-за того, что плохо контролируют настроения в среде богатых и образованных избирателей, - отмечает Васюков. - Что в Петербурге, что в Москве образованные богатые люди читают независимую серьезную прессу. В Москве это «Коммерсант» и «Ведомости», в Петербурге это -  мы. В Кремле хотят что-то с этим делать, нашли, видимо, возможность выделить бюджетные средства на этот проект».

По мнению главреда «ДП», государственные медиа-проекты крайне неэффективны. «Я думаю, никакой серьезной конкуренции для деловых СМИ не возникнет», - отметил Васюков. Коллегу поддерживает главный редактор «Коммерсанта» в Петербурге Андрей Ершов: «Мне  кажется, что это очередная неоправданная трата бюджетных денег. Потому что у власти и так есть средства массовой информации, которые они могли бы развивать – к примеру, та же самая «Российская газета»».

Фонду ИСЭПИ принадлежат несколько медиа-проектов, которые трудно назвать эффективными. Среди них - журнал Михаила Леонтьева «Однако» и просуществовавший относительно недолго интернет-канал «Контр-ТВ». Однако политолог Станислав Белковский уверен, что низкая популярность –  не вина фонда и его руководителя Дмитрия Бадовского. «Все эти проекты Бадовский унаследовал от предшественников, не он был их автором изначально, - поясняет Белковский. - Я Дмитрия знаю, он человек разумный и профессиональный, никакого скепсиса у меня его фигура не вызывает. Если ему удастся создать мощную команду, можно реально сделать мощное издание».

По мнению политолога, все зависит от таланта и профессионализма будущей команды нового медиаресурса, сформировать которую непросто, но реально. «Сегодня среди аудитории изданий типа «Коммерсанта» существует два основных базовых лидирующих запроса, - считает политолог. -  Первый запрос на серьезность, второй запрос - на искренность. Это может быть пропагандистский боевой листок Кремля, но его никто не будет читать и никто не будет ему доверять. Это должно быть издание, которое транслирует свою позицию, которое сможет обосновать правильность кремлевского курса не посредством тупых политтехнологических штампов, а через уважение к аудитории».

Дмитрий Глумсков также уверен  –  успех и жизнеспособность издания Кремля зависят от того, кто будет там работать и каким контентом новое издание будет наполнено. «Все зависит от того, какая команда будет вовлечена в проект. Насколько это СМИ будет позиционировано как достаточно толерантное по отношению к другим мнениям, а не только к мнению, которое проповедует официальная Москва. Если издание будет стараться работать за счет собственных заработанных средств, а не за счет бюджетных инвестиций, у него есть будущее».

Анастасия Фролова

 

Источник: Lenizdat.ru