Уничтожаются каналы распространения

В дни работы нашего съезда в Париже идут празднования — отмечается 150 лет первому киоску прессы во Франции. Каждый киоск получил по этому поводу 700 евро. Ежегодно киоски прессы в Париже получают до четырех тысяч евро субсидий, не считая этой премии. В Париже занимаются киосками прессы, а в России — нет, их гнобят

КИОСКИ ПРЕССЫ СОКРАЩАЮТСЯ по 10 штук в день. Вот мы тут день заседаем, а в России уже стало меньше на 10 киосков. Это так. Было 42 тысячи киосков прессы в России, а осталось 30 тысяч. В Саратове ночью привозили грузовики и увозили киоски прессы со всей начинкой, со всем товаром в неизвестном направлении, и власть безмолвствовала. Я вчера вернулся из города Бийска (Алтайский край). Там власть творит безумный произвол по отношению к киоскам прессы.

А книжные магазины? В России пять лет назад было 

8,5 тысячи книжных магазинов, а осталось три тысячи. Идет планомерное уничтожение каналов распространения печатного слова. Не скажу, что это заговор. 

Я скажу, что это в принципе антигосударственно и просто безумно.

ВСЕ, ЧТО СЕГОДНЯ СОЗДАЮТ уважаемые СМИ, газеты, журналы, книги, очень скоро не выйдет за пределы типографии, там и погибнет. Отсюда разговоры о падении интереса к чтению. Мы посмотрели, прикинули: ничего подобного, интерес к чтению сохраняется, но каналы распространения печатного слова уничтожаются. Пойдем дальше. Сегодня ругали «Почту России». Правильно ругали, я разделяю эти взгляды. Так вот что я хочу сказать вам, коллеги: будет хуже. Будет еще хуже, потому что почта в данном случае не просто находится в кризисном положении, она находится в катастрофическом положении.

ЧТОБЫ СЕГОДНЯ МОГЛИ РАБОТАТЬ ГАЗЕТЫ, журналы, письма, необходимы автоматические центры по обработке (для ускорения работы). В России таких автоматических центров два, а в Китае — 300, в Германии — 200. Никто вручную там не работает, а у нас 15 тысяч отделений связи убыточны. У нас почтальон получает несчастных четыре тысячи рублей в месяц. Позор! Понимаете, у нас 15 тысяч отделений связи убыточны и не имеют компьютеров, не имеют связи с центром.

Возьмем пример подписки, о которой сегодня тоже говорили. У нас правительство дает на подписку три миллиарда рублей в год субсидий, а в Америке почта получает восемь миллиардов долларов в год, и доставка СМИ там практически бесплатная, там она копейки стоит, благодаря этому. 

У НАС БЕЗУМНО ТЯЖЕЛЫЕ НАЛОГИ НА РЕДАКЦИИ, на СМИ, на все остальное. У нас розница — это 10% НДС, а подписка — 18%. А что делается в Европе? В Англии нулевой НДС, в богатой Англии нулевой НДС на СМИ и книги, и в бедной Албании нулевой НДС на СМИ и книги, а у нас — нет.

Первый вице-премьер по фамилии Медведев лет восемь назад — он был тогда еще первым вице-премьером — обещал нам (многие люди, которые были на том совещании, сейчас в этом зале сидят): «Я снижу налог на подписку, и он будет тоже льготный, как на «Русь», 10%». И что? Он уже президентом побывал, сейчас является премьером, а нас как душила налоговая удавка, так и душит.

ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА — это экономическая поддержка нашей отрасли, экономическая поддержка СМИ. Помните, при Ельцине был замечательный Закон «О господдержке СМИ»? Он пять лет действовал, по?моему, и все. России сегодня, чтобы наша отрасль осталась жива, осталась хотя бы на плаву, тоже нужен Закон № 2 «О господдержке СМИ, полиграфии, книгоиздании, распространении печатной продукции». 

ГОВОРЯТ, ИНТЕРНЕТ УБИВАЕТ ПРЕССУ. Да ерунда, надо просто грамотно работать, сочетая Интернет и печатное слово, чтобы была абсолютная доходность. Но, в Интернете сегодня денег нет. 

В Интернете наши ведущие издательские дома — «Комсомольская правда», «Эксперт», «Коммерсант». У них доходность от Интернета — 3% в обороте. Денег там нет. Деньги есть в печатке, и поэтому, обращаясь уже к издателям в этой аудитории, могу сказать, что есть новая концепция издательского дела. Оно должно переместиться от рекламоцентричной деятельности издания к продажецентричной. Нам необходимо всем вместе навалиться на спасение отрасли, потому что, на мой взгляд, коллеги, Отечество в опасности.

Александр Оськин

 

Источник: Журналистика и медиарынок