Обеспечение свободы слова и свободы прессы, активную поддержку независимой журналистики следует рассматривать как необходимые условия развития современного общества, как жизненно важные ценности, которые необходимо защищать.
Любое проявление цензуры, нарушение конфиденциальности источников информации, препятствие свободе печатного слова или средств его распространения рассматривать как прямую угрозу демократии страны.
При оценке нынешнего состояния и перспектив развития индустрии печатных средств массовой информации участники конференции исходят из того, что традиционные издания на бумажных носителях продолжают выполнять важную социально значимую функцию, и востребованы обществом, а деятельность по их дистрибуции остаётся важной социально значимой услугой.
Участники конференции придерживаются мнения, что в настоящее время на рынках печатной продукции большинства стран мира происходят схожие процессы, которые характеризуются сокращением тиражей изданий, падением объёмов продаж, закрытием значительного числа мелких газет и журналов, в ряде стран наметилась тенденция сокращения количества розничных объектов прессы.
Основные причины подобного рода тенденций вызваны влиянием факторов экономического и техногенного свойства. Помимо последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, серьёзно осложнивших ситуацию в области традиционных СМИ, сегодня бумажные версии газет и журналов испытывают всё возрастающую конкуренцию со стороны Интернета, активно развивающихся электронных носителей информации, что также негативно сказывается на актуальном состоянии и дальнейших перспективах отрасли производства и распространения периодики.
Вместе с тем, пресса продолжает показывать хорошую отдачу на вложения по сравнению со многими другими товарными группами. Она остаётся выгодной продукцией для розничной торговли, обеспечивает участие гражданского общества в публичной политике, расширяет возможности выдвижения демократических инициатив, распространения политической культуры и знания.
В качестве практических шагов по поддержке рынка печатных СМИ участники VIIIевропейского круглого стола дистрибуторов прессы рекомендуют властным структурам, издателям и дистрибуторам газет и журналов осуществить дополнительные меры, призванные способствовать эффективному функционированию системы распространения периодической печатной продукции.
В целях защиты плюрализма средств массовой информации, модернизации и диверсификации предприятий прессы в направлении мультимедийности участники конференции полагают целесообразным продолжить совершенствование законодательной базы правительственными структурами или в ряде случаев саморегулируемыми организациями. Нормативно-правовые акты должны учитывать особенности и специфику каждой из стран, препятствовать монополизации и необоснованному вмешательству в деятельность СМИ, способствовать сохранению благоприятных условий для здоровой конкуренции, защищать от политического и коммерческого давления.
Существенной поддержкой печатных СМИ было бы использование опыта ряда стран, где для периодических изданий и систем их распространения в законодательном порядке закреплена нулевая или пониженная по сравнению с общим показателем ставка налога на добавленную стоимость.
Видится также целесообразность изыскания в странах европейского континента возможности оказания со стороны государства помощи печатным СМИ (издателям, дистрибуторам, розничным точкам) с использованием как прямых финансовых инвестиций, так и с применением мер косвенного характера в виде льгот: налоговых, таможенных, почтово-телеграфных и других.
Участники конференции призывают стимулировать финансирование национальных программ по сохранению и расширению читательской аудитории, реализации различных проектов по привлечению молодёжи к чтению. Претворение в жизнь этих инициатив формирует благоприятные условия для повышения политического и культурного уровня молодёжи, создаёт дополнительные предпосылки для воспитания чувства патриотизма.
Среди задач, которые рекомендуется решить дистрибуторам в целях обеспечения наиболее удобных для населения условий приобретения периодики, увеличения продаж периодических изданий, необходимо предусмотреть усилия по максимальному расширению числа точек продаж, предоставлению гарантий долгосрочной надёжности поставок, разработке мероприятий по оптимизации торговли прессой и улучшению презентации продукта.
С учётом сокращения в последние годы рекламных поступлений в печатные СМИ, участники VIIIевропейского круглого стола дистрибуторов прессы рекомендуют издателями газет и журналов, деятельность которых не зависит (или в незначительной степени зависит) от рекламодателей, переориентировать свой бизнес на получение основных доходов в первую очередь от продажи тиражей изданий, а пополнение бюджета за счёт выручки от рекламы планировать в качестве дополнения.
Настоящая резолюция носит рекомендательный характер, вместе с тем участники VIIIевропейского круглого стола дистрибуторов прессы выражают надежду, что содержащиеся в ней предложения будут приняты во внимание при реализации мер по обеспечению условий для свободного выражения мнений и свободного доступа читателей к печатной продукции, для эффективного функционирования независимых и свободных СМИ.
Москва, июнь 2013 года