Одно из таких выступлений принадлежало Лорензо Маури, генеральному директору итальянского дистрибутора прессы Messaggerie periodici. Правда, практически все свои выводы он строил не на итальянской, а на американской статистике, объяснив это просто: США шагает впереди планеты всей, и те тенденции, которые наблюдаются в этой стране сейчас, через пару-тройку лет станут актуальными и для рынков других стран. Назвал свое выступление Маури просто: «Почему продажи печатных СМИ падают, и что с этим делать?». А вот решение обозначенной проблемы он предложил радикальное…
В сфере интернет- и мобильных технологий в последние годы происходит настоящая революция.
Подтверждением тому является статистика:
Как же при этом развиваются мобильные приложения?
Во всем мире наблюдается взрывной рост мобильного трафика, который обусловлен популярностью смартфонов и планшетов.
В настоящее время сети 3G/4G не в состоянии справиться с таким огромным трафиком данных без значительного увеличения дополнительных антенн 3G/4G.
Существует прогноз о том, что мобильные сети в районах с высокой плотностью трафика станут гибридными (3G/4G = & WiFi). WiFi-технологии всегда будут намного более мощными и экономичными, чем технологии 3G/4G.
Современные мобильные технологии все больше поглощают трафик. А появившиеся на рынке планшеты только подогрели ситуацию. В США, например, в 2011 году средний американец тратил в день 74 минуты на посещение Сети. При этом на приложения для мобильных, используя смартфоны и планшеты, он затрачивал уже 81 минуту.
Если посмотреть на потребление мобильного контента по тематическим направлениям, то увидим, что, конечно, игры и социальные сети занимают в этом «пироге» наибольшую долю.
Что касается возраста пользователей, то согласно статистике, наибольшее количество времени в Сети, по данным за 2010 год, проводят люди 45-54 лет. Это самые активные пользователи Интернета.
Как ни странно, но к более активному использованию Интернета в повседневной жизни людей подтолкнул кризис 2008 года. Если посмотреть на статистику рынка электронной коммерции в Италии, то произошедший в этот период всплеск можно увидеть не вооруженным взглядом.
Благодаря кризису, попавшие в сложную финансовую ситуацию люди начали использовать Интернет для поиска более дешевых товаров и услуг.
А вышедший на рынок в 2010 году iPad и последовавшее за этим стремительное развитие планшетных компьютеров еще больше усугубили ситуацию. Для сравнения можно вспомнить, что если на момент запуска iPad разошелся в количестве 17 млн. единиц, то буквально через год этот показатель достиг 64 млн. Прогноз на 2015 год — 287 млн. распространяемых гаджетов.
Столь активное развитие цифровых технологий, несомненно, сказывается на процессе медиапоребления. Согласно данным за 2009-2012 гг., время, потраченное жителями США на такие медиаканалы как Интернет и мобильная связь, значительно выросло, тогда как на все остальные каналы донесения информации, наоборот, сократилось.
Мы видим, что потребление мобильного контента обогнало даже потребление обычного Интернета через компьютер — время, отведенное на него, за указанный период увеличилось в четыре раза! Ровно настолько чаще люди стали пользоваться смартфонами и планшетами для выхода в Сеть. Это стало действительно большой проблемой для издателей и распространителей прессы. Если до этого человек пользовался Интернетом для получения информации только дома или на работе, покупая прессу в дорогу, то сейчас он перестает это делать. И действительно — зачем? Ведь теперь новости можно читать на собственном гаджете. Мобильные коммуникации производят настоящую революцию, которая за последние четыре года произвела тот же эффект, что и Интернет за двенадцать...
Что же люди делают в Интернете?
Наиболее количество времени пользователи проводят в социальных сетях. На втором и третьим местах — использование электронной почты и просмотр видеоконтента.
Кстати, на одной из профессиональных медиаконференций, состоявшейся в Милане в прошлом году, был озвучен один любопытный факт: для того, чтобы просмотреть все видео, выложенное сегодня в Интернете, необходимо потратить пять лет при том, что каждый ролик длился бы всего 1 секунду. Вы только представьте объемы размещенного в Сети видеоконтента! И этот сектор постоянно увеличивается.
Все вышеперечисленные тенденции ярко отражают изменения в общей структуре коммуникаций между людьми в XXI веке. Если коммуникацию с индивидуальными пользователями можно настраивать с помощью привычных традиционных каналов, то сами пользователи для передачи информации используют самые различные способы. Их огромное количество позволяет пользователям одномоментно связываться с тысячами других буквально за секунды.
Это меняет социальное поведение людей. Вот, например, фотография, которую я сделал у себя дома. На ней изображены моя жена и пришедшие к ней в гости подруги. Женщины думают, что они общаются. Но на самом деле каждая из них держит в руках мобильный телефон.
Даже если посмотреть на список крупнейших компаний на бирже, можно увидеть что все они работают на IT-рынке, а их общая капитализация сравнима с ВВП Италии.
Итак, что же в этой ситуации могут предпринять распространители прессы, чтобы сохранить свои сети?
Давайте начнем с того, что мы все уже хорошо умеем делать: с дистрибуции и финансового учета.
Мы должны начать распространять товары, которые никак не могут быть переведены в цифровую среду: напитки, еду, электронные устройства, одежду и т.д. У прессы, как товара, перспектив мало. Конечно, на момент появления печатного слова, газеты, журналы и книги были наиболее удобным способом передачи информации. Однако время многое поменяло. Интернет позволяет распространять информацию гораздо быстрее.
Поэтому теперь вместо печатной продукции мы должны продавать своим клиентам услуги. Например, можно развивать доставку посылок, установку WiFi-модулей, рекламу в местах продаж.
Следуя этим тенденциям, в мире уже сегодня существует достаточное количество компаний, которые пошли по данному пути.
США
INGRAM — крупнейшая в мире компания по продаже книг. В последние годы она взяла курс на диверсифицикацию бизнеса и активно движется в область информационных технологий. В частности — начала продавать электронные книги, создала онлайн-библиотеку. Среди ее услуг есть даже возможность распечатать издания. INGRAM делает все, что только возможно, чтобы сохранить свой бизнес. И даже, несмотря на наличие такого мощного конкурента как «Амазон», сегодня INGRAM успешно работает во многих странах мира. Согласно отчетам компании, поштучные объемы ее продаж демонстрируют рост, несмотря на общее падение книжного рынка.
Голландия
С 1871 года здесь существует компания BOEKHUIS, которой сегодня, как дистрибьютору, принадлежит 90% книжного рынка Голландии. К ее сильным сторонам можно отнести логистику и правильно поставленный финансовый учет. За последние три года голландский рынок упал на 15%. И хотя BOEKHUIS уже заняла лидерство в сегменте дистрибуции электронных книг, падение продаж печатных изданий значительно более существенно, чем рост продаж цифровых. Поэтому компания начала развивать другие направления, в частности — логистику других товаров: одежды, товаров для здоровья и красоты, спортивных и дачных принадлежностей и пр.
Бельгия
Бельгийская компания Kiala — один из наиболее успешных стартапов последнего времени, предоставляющий услуги по логистике. Начав работы в 2006 году в Бельгии, со временем компания начала работать и в других странах: Франции, Испании, Люксембурге и Голландии.
Грамотно организовав свою деятельность, сегодня Kiala занимается логистикой в совершенно разные торговые точки, в том числе — в киоски, реализующие прессу.
Италия
Free Luna — итальянское предприятие, которое устанавливает WiFi-антенны по всей стране. Только в Милане им было установлено более 100 антенн на киосках прессы.
Бизнес Free Luna основан на двух основных источниках: установка WiFi-роутеров и продажа мобильной рекламы.
Эти примеры более чем красноречивы и доказывают, что имеющиеся у распространителей и дистрибьюторов прессы мощности можно использовать для получения прибыли и в других сферах деятельности.
В любом случае мы должны что-то изобрести. Некий информационный киоск или стенд... Участники рынка печатных СМИ должны разработать совершенно новую концепцию объекта с множеством разнообразных, в том числе и цифровых, товаров и услуг, где покупатель сможет по счастливой случайности найти и прессу.
***
Отчеты о тенденциях на рынке дистрибуции прессы Испании, Италии и Великобритании, подготовленные по итогам Европейского круглого стола, читайте здесь, здесь и здесь.
Источник: PlanetaSMI.RU