Представители отрасли надеялись, что будут выработаны официальные нормы количества киосков, но в итоге разработанны лишь рекомендации.
Cейчас в стране не существует рекомендаций или норм по обеспечению населения киосками по продаже печатной продукции, действующих на федеральном уровне. Не установлены критерии, которым должны соответствовать объекты торговли, правила размещения киосков, а также ассортимент продукции. Таким образом количество киосков прессы в регионах и их ассортимент зависят от местных властей.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин говорит, что представители индустрии долгое время надеялись получить закон или постановление правительства, регулирующее распространение прессы на федеральном уровне.
- Но оказалось, что рекомендации принять проще, поэтому индустрия согласилась с нашим предложением, - сказал Волин.
Минкомсвязи после обсуждения с отраслевыми организациями и представителями СМИ подготовило проект приказа «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения средств массовой информации и иной печатной продукции в субъектах РФ». В этом документе (имеется в распоряжении «Известий») рекомендуется, например, в крупных городах создавать не менее 1 киоска прессы на 1,5 тыс. жителей, а в населенных пунках с менее чем 50 тыс жителей - 1 киоск на 4 тыс. человек. В 2012 г. в Москве, по данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), 1 киоск приходился на 3,5 тыс. горожан.
В зависимости от спроса населения, киоск может быть площадью от 9 до 18 кв. метров. Рекомендуется ввести льготные ставки аренды для таких объектов: не выше 30 руб. за кв. метр в месяц в городах с населением от 1 млн чел, не выше 20 руб. - в городах с населением от 100 тыс. человек и т.д.
В проекте приказа Минкомсвязи указано, что киоски прессы следует располагать «рядом с остановками общественного транспорта, на территории метрополитена, желенодорожных вокзалов и станций, вблизи станций метрополитена и транспортных узлов, в пешеходных зонах».
Министерство рекомендует муниципалитетам согласовывать места размещения объекта с сетями водо-, газоснабжения и экологическими службами в течение месяца. А при расторжении договора аренды из-за дорожно-транспортных работ, прокладке коммуникаций местные власти должны предоставить распространителям прессы компенсационные равноценные места.
Еще один пункт рекомендаций был внесен после обращения АРПП в министерство связи и массовых коммуникаций. В нем говорится, что ассортимент киоска должен состоять из печатной продукции не менее, чем на 60%, остальные 40% могут приходиться на канцтовары, игрушки и пр. В АРПП «Известиям» пояснили, что расширение ассортимента сопутствующих товаров - эффективный способ поднятия рентабельности.
Минкомсвязи планирует утвердить рекомендации в третьем квартале 2013 года.
- После этого медиабизнес получит инструмент влияния на региональные власти. Сразу станет понятно, в каком регионе созданы условия для распространения прессы, а в каком нет, - считает замминистра Алексей Волин.
Председатель правления АРПП Александр Оськин приветствует попытки Минкомсвязи помочь отрасли, но не возлагает на рекомендации «оптимистических надежд».
- Приказ носит лишь рекомендательный характер и, по действующему законодательству, ни к чему не обязывает региональные власти. Чиновники на местах творят произвол. Например, в Саратове, с согласия мэра города киоски прессы увозят вместе с содержимым в неизвестном направления, и даже губернатор региона ни может повлиять на главу города, - привел пример Оськин.
Распространители печатной продукции неоднократно обращались к региональным и федеральным властям с просьбой поддержать этот сегмент торговли и остановить уничтожение киосков по всей стране. В июне Ассоциация распространителей печатной продукции направила подписанное участниками отрасли письмо президенту России Владимиру Путину, в котором говорилось что «взятый в регионах курс на сокращение киосковой розницы противоречит интересам страны».
— Положение с киосками прессы в России просто катастрофическое. Скорость их уничтожения в стране по разным поводам — 10 объектов в день. Обращение к региональным властям результатов не дает, — рассказал «Известиям» Оськин.
АРПП писала, что рассчитывает на введение в России среднеевропейского стандарта по числу торговых объектов прессы на душу населения и расширение ассортимента киосков.
Объем российского рынка распространения печатных СМИ в стоимостном выражении увеличился почти в два раза за последние 12 лет, подсчитали в АРПП. При этом через киоски прессы в России, по экспертным оценкам, реализуется порядка 60% тиражей газет и журналов. Однако количество специализированных объектов прессы за последние 8 лет сократилось на 26%.
Анна Ахмадиева
Источник: Известия