Контрольный пакет компании Penguin Random House сохранит за собой Bertelsmann (53%). В ней занято более 10 тыс. сотрудников, а годовая выручка равняется примерно 3 млрд евро. Британцы будут иметь в совместном издательстве 47%. Возглавит новую фирму Маркус Доле, который с 2008 года руководил «дочкой» Bertelsmann компанией Random House. До сего времени возглавлявший Penguin Джон Макинсон займет место председателя управляющего совета Penguin Random House, куда Bertelsmann делегирует пятерых, а Pearson — четверых своих представителей.
Теперь в планах немцев и британцев осуществление совместных инвестиций на таких быстрорастущих рынках, как Китай, Индия или Бразилия, а также развитие новых бизнесов. Кроме того, сделка заметно укрепит позиции обоих медиаконцернов в конкурентной борьбе против конкурентов типа Amazon, Apple и Google, которые своими предложениями в Интернете отравляют жизнь традиционным книгоиздателям. «Объединившись, мы сможем инвестировать в гораздо более значительных масштабах», — заявил в этой связи глава Bertelsmann Томас Рабе.
Штаб-квартира Penguin Random House разместится в Нью-Йорке. Отсюда будет осуществляться координация деятельности Random House и «дочки» Pearson — компании Penguin в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ЮАР, а также филиалов Penguin в Китае и издательств Random House в Испании и Латинской Америке. Ввиду того что вновь созданный книжный концерн делает упор на англо- и испаноязычные публикации, немецкоязычная издательская группа Random House со штаб-квартирой в Мюнхене остается в составе Bertelsmann. Этот шаг объясняется еще и тем, что, по сравнению с другими странами, книжный рынок Германии по-прежнему весьма стабилен — благодаря твердым ценам на книги, годовая выручка отрасли уже в течение многих лет составляет порядка 10 млрд евро.
Совсем иначе выглядит ситуация в Великобритании или США. С каждым годом интернет-магазины типа Amazon отбивают у местных книготорговцев все большее число клиентов. Победное шествие электронных книг только усугубляет положение отрасли. В связи с этим оба партнера — Bertelsmann и Pearson — надеются, что объединение сил поможет им лучше реагировать на эти вызовы и усилить инвестиции в новые бизнес-модели.
«Благодаря объединению ресурсов, осуществлению совместной экспансии и расширению географии деятельности мы получаем возможность укрепления нашего основного бизнеса», — пояснил Томас Рабе. Развитие интернет-бизнеса и экспансия на быстрорастущие рынки являются двумя основными целями медиаконцерна Bertelsmann, в состав которого наряду с книжным подразделением Random House входит крупнейшая в Европе телевизионная компания RTL, журнальное издательство Gruner + Jahr и медийно-консалтинговая компания Arvato.
Александр Полоцкий
Источник: РБК daily (online)