Нынешней весной прекратил выходить журнал «ТВ Парк». Эка невидаль, скажет кто-нибудь, сегодня интернет убивает одно печатное СМИ за другим. И покрупнее рыбы сгинули, не в силах сопротивляться сети Всемирной паутины. Времена меняются! Так-то оно так. Но данный факт заслуживает внимания хотя бы потому, что этот журнал был первым полноценным отечественным телегидом и, бесспорно, одним из самых популярных.

Бум телегидов пришелся на рубеж веков. Тогда на газетном прилавке лежало десятка полтора изданий, в названиях которых так или иначе фигурировало слово «телевидение», а основу составляла программа телепередач. Большая тройка — «ТВ Парк», «7 дней», «Антенна». А еще «Цветной телевизор», «Сериал», «Мир кино и ТВ»: Все не вспомнить. На любой вкус и карман.

Около ТВ

Однако неверным будет утверждение, что данный печатный формат — продукт постсоветского времени. В СССР вполне успешно выходила еженедельная газета «Говорит и показывает Москва». Ее тираж превышал миллион экземпляров и печатался во многих регионах страны, чтобы время в программе соответствовало местному. Содержание? Да примерно то же, что и в современных телегидах. Анонсы, репортажи со съемок, интервью с актерами. Правда, тогда герои публикаций о женах-любовницах не рассказывали и хоромы свои не показывали.

Но первым российским телегидом в сегодняшнем понимании этого слова все же следует считать «ТВ Парк», начавший выходить в 1993-м. Что включает в себя понятие «телегид» в наше время? Полную программу передач всех каналов с подробными анонсами лучших фильмов и программ. А также околотелевизионную информацию: светскую хронику, интервью со звездами. Ну и плюс гороскопы, кроссворды, прогнозы погоды и т. д. Чисто телевизионную основу телегиды сочетали с рубриками классических таблоидов. Они являли собой не информационные издания в чистом виде, а информационно-развлекательные.

Правила игры

Классические телегиды никогда не публикуют критические заметки о телеканалах или серьезные аналитические материалы на тему ТВ. И понятно почему. Сам их формат подразумевает экскурсию по эфиру, а вовсе не разбор его полетов. Если продолжить аналогию, вышеназванные журналистские жанры столь же неуместны в телегидах, сколь, например, рассказ обычного экскурсовода Лувра о недостатках системы водоснабжения или климат-контроля знаменитого музея. Может, это и безумно интересно, но, что называется, мимо кассы. Правда, это не единственная причина.

Другая состоит в том, что пресс-службы и PR-структуры любой крупной телекомпании внимательно изучают все публикации, так или иначе их касающиеся. И делают определенные выводы. Если печатное издание критикует канал, то его журналистам вряд ли дадут возможность взять эксклюзивное интервью у канальных звезд, не пригласят на съемки. И если газеты и журналы, не имеющие сугубо телевизионной ориентации, такую обструкцию переживут (у них тем для публикаций и так полным-полно), то для телегидов она равноценна самоубийству. Так что хорошие отношения с телеканалами надо холить и лелеять.

Жертвою пали в борьбе роковой

В середине прошлого десятилетия предложение телегидов явно стало превышать спрос, и они начали закрываться. А один телегид стал невинной жертвой конкурентной борьбы между телеканалами. В конце 90-х на рынке печатной продукции появился «ТВ Парад». Вся его рекламная кампания была построена на эксплуатации популярности «ТВ Парка» — от сходства названий до рекламных ходов. В роликах, массово хлынувших в эфир федеральных каналов, некая пышнотелая домохозяйка говорила примерно так: «У моей соседки тощий, и его хватает всего на неделю, а у меня большой, и его хватает на две недели». Соль этой незамысловатой шутки была в том, что «ТВ Парад» предлагал телепрограмму не на одну неделю, как конкурент, а на две. И поначалу все шло неплохо. Каналы тогда верстали свои телепрограммы на несколько недель вперед. Печатай — не хочу!

Но скоро ситуация начала стремительно меняться. В телевизионном сообществе все чаще и чаще произносили слово «контрпрограммирование». Обозначаемое им явление привело к настоящей холодной войне между каналами. На рубеже тысячелетий не только во множестве рождались передачи-клоны (собственно, это происходит и сейчас). Программные службы трех ведущих каналов всячески старались подгадить конкурентам. Например, если один канал планировал к показу какую-нибудь много-обещающую премьеру, канал-конкурент, узнав об этом, ставил на это же время рейтинговый американский блокбастер. Чтобы переманить зрителя. Конечно, каналы изо всех сил старались хранить свои планы в строжайшей тайне. Но утечка все равно происходила: тайным информаторам, работающим у конкурентов, платили большие деньги. Сколько людей тогда потеряли работу только по подозрению в шпионаже!

И вот однажды руководители «Первого» (тогда — ОРТ), «России» и НТВ решили: так жить нельзя. И договорились по понедельникам на нейтральной территории, как в шпионском фильме, в час икс обмениваться дискетами с программами на следующую неделю. И после обмена в своих программах не менять уже ни запятой.

На этом стремительный взлет «ТВ Парада» прекратился. Он уже не мог печатать программу на две недели вперед, потеряв, таким образом, свое главное преимущество. Более того, журнал вынужден был перейти на еженедельный график выхода, что повело к резкому росту издательских расходов. И вскоре он закрылся.

Кризис жанра

С самого начала у телегидов была одна техническая сложность: часовые пояса. Тот же «ТВ Парк» печатал программу по Москве. И за Уралом журнал воспринимался уже просто как развлекательный. «Антенна» нашла выход: печатала тираж с разной программой по сетевому принципу.

Но более серьезные проблемы у телегидов начались тогда, когда каналов стало много. И если поначалу российскому зрителю был доступен только набор НТВ+, с чем объемы изданий вполне справлялись, то потом доступные каналы стали исчисляться десятками, а теперь и сотнями. Такого объема информации печатные СМИ выдержать не могут. Это будут уже не журналы, а тома размером с БСЭ. Между тем число абонентов, имеющих доступ к 70 и более каналов, по стране составляет уже треть. А зачем зрителю телегид, в котором нет его любимого канала? Но и это еще цветочки.

Раньше в метро можно было увидеть такую картину. Входит пассажир со свежим номером «7 дней». Пролистывает, рассматривая картинки, а потом углубляется в телепрограмму. Иногда ручкой делает в ней пометки. Теперь такого не увидишь. Современные электронные СМИ предлагают телезрителям столь обширный круг информационных услуг, что печатным приходится скромно оставаться в тени.

Телепрограммы есть на всех крупных поисковиках. Существует множество онлайновых телегидов. Они не просто публикуют программы всех доступных каналов, но и способны определять предпочтения пользователей и выдавать им персонально сформированные программы из имеющегося репертуара. Предоставляя помимо этого обширнейшую информацию о фильмах и передачах и полное досье на их создателей. Эта информация может транслироваться на гаджеты и прочие умные устройства, может напоминать абоненту, что ему пора включить телевизор.

Означает ли это, что закат эры печатных СМИ не за горами? Нет, конечно, говорить об этом рано. Тиражи «7 дней» и «Антенны» говорят сами за себя. И все же, как говорится, процесс пошел. По крайней мере создание онлайновых версий классических телегидов со всеми возможными услугами неизбежно.

Компетентно

Илья Петров, социолог

— Характер выбора программ у телезрителя сегодня значительно изменился. Когда каналов было мало и передач интересных мало, приходилось тщательно изучать программную сетку в поисках чего-нибудь стоящего. Теперь каналов сотни. Только на кино специализируются десятка три. Причем один показывает комедии, другой — боевики, третий — сериалы. Зритель уверен, что всегда может найти что-то интересное, просто включив телевизор. Прошелся по кнопкам — и смотри. Зритель ленив, он не любит лишней суеты. Зачем ему еще что-то покупать и изучать, когда все идет в руки само?

Николай Сергеев

Источник: Trud.ru