— Дмитрий, более всего интересующий вопрос: почему продавать печать на вокзалах вы доверили WHSmith, а не российскому игроку? У нас же есть свои высокопрофессиональные операторы…
— WH Smith — компания, которая на западе, в той же Англии, известна как продавец печатной периодики. Но у нас она будет работать в другом формате.
Давайте я вам расскажу все с самого начала. Дирекция железнодорожных вокзалов, когда формировала концепцию эффективного использования вокзальных комплексов, пришла к выводу: нужно создавать такой формат работы, при котором у нас есть сетевые компании-партнеры по организации общепита, ритейла, связи и нескольких тематических направлений. Поэтому мы объявили конкурс на право заключения партнерского соглашения в области организации и управления бизнесом по направлению ритейла — продаж товаров в дорогу, мини-супермаркетов. Конкурс выиграла компания, которая потом создала совместно с нашей проектной компанией, находящейся в ГК ОАО «РЖД», совместное предприятие, и которая сейчас имеет все права на организацию процесса и поиск партнеров. Для нас, в области организации ритейла, есть только эта компания — «Трансмаркет». Мы заключили с ней договор на аренду помещений, которые затем она передает операторам в субаренду. Тем самым получается несколькоступенчатая схема, которая позволяет нам не расщепляться, а иметь в лице «Трансмаркет» одного партнера.
— Зачем такие сложности?
— Задача «Трансмаркета» — обеспечить единство качества и стандартов. Это такая контролирующая, организовывающая и управляющая структура. Мы имеем контрактные обязательства в области организации торговли на вокзалах именно с этой организацией, а она уже передает в субаренду площади коммерсантам, исходя из тех критериев, которые мы выдвигаем в качестве требований. Тем самым «Трансмаркет» имеет небольшую маржу, которая потом инвестируется в развитие объектов торговли на тех вокзалах, на которые нет особого спроса в предпринимательской среде. Но ведь пассажиров надо максимально обеспечивать услугами, независимо от того, где находится вокзал. За счет этой маржи, которая появляется в процессе передачи в аренду и субаренду, мы имеем возможность инвестировать средства в развитие вокзалов в дальних городах, организуем и там торговые точки. Получается такая схема, при которой собственные средства нашей компании не инвестируются. Что же касается непосредственно этой английской сети, если вы читали подробно о том, что писала пресса,…
— Конечно!
— …Сейчас же нет такого понятия как «сугубо английская компания». Все они транснациональные. Просто имеют свои корни в отдельной стране, а бизнес строят по всему миру. Франшезер идет под этим английским брендом в Россию. Но это будет не периодика, не печатная продукция. То есть, конечно, там печать будет, но лишь кроссворды, развлекательные журналы и тому подобные издания. В основном это будет ритейл, предлагающий товары в дорогу. Местная спецификация такова, что российский пассажир дальнего следования берет с собой покушать, попить, послушать музыку, какие-то гаджеты, и в том числе — то, что он будет читать в пути. Поэтому приоритет WH Smith на российских вокзалах — товары в дорогу.
— Можете подробнее рассказать про предполагаемый ассортимент?
— Нет, я вам могу рассказать только про идеологическую составляющую. А вот тонкости — это только сам оператор. Задача нашего партнера — компании «Трансмаркет» — в том, чтобы все было в соответствии с теми требованиями, которые мы предъявляем как дирекция. Наша главная цель — сделать так, чтобы на вокзалах было единство качества и стандартов. Вот этой разношерстности и пестроты, которая свойственна вокзалам, и которая превращает их в восточные базары, быть не должно. Привокзальная торговля в том виде, в котором она до последнего времени существовала, должна уйти. А прийти должны сетевые компании. Причем это нужно сделать так, чтобы в дальнейшем бизнес уходил в регионы. Московские вокзалы, фактически, должны стать флагманом.
— И WH Smith пойдет в регионы?
— Они до конца года откроют 12 магазинов, и не только в Москве. Это будет и сочинский регион, и Питер, и дальше будут продвигаться. И работать они будут по одним и тем же стандартам. То есть человек, приходя на вокзал где-то в глубинке, будет понимать, что приобретаемые им товары в дорогу — это тот же самый ассортимент и то же самое качество, что и по всей стране. На остановке он может выбежать на вокзал, и не искать каких-то услуг «на стороне», у лоточников, а прийти именно в этот магазин, приобрести там сэндвич и точно знать, что не отравится. А если и отравится, то понимать, какой компании предъявить иск, и не искать бабушку с пирожками. Против которой мы ничего не имеем! Люди, например, всегда выходили из вокзалов на улицу и голосовали. Но когда начинают стихийно организовываться какие-то группы, которые придумывают свои правила и диктуют остальным условия, это уже теневой бизнес. И вряд ли теперь бабушка просто так сама подойдет к поезду, если за ней кто-то не стоит.
— То есть все ваши задумки должны решить одну задача — вытеснить так называемый «теневой сектор»?
— Да. Именно поэтому приглашаются сетевые компании, которые имеют опыт в области организации единства качества и стандартов. Фактически этот опыт как эстафета передается местным операторам, которые покупают франшизу и получают возможность заниматься долгоиграющим бизнесом.
— А почему именно WH Smith? Выбор по итогам тендера?
— Нет. Вот смотрите: есть «Трансмаркет», который наделен полномочиями заключать договора без конкурсной процедуры, потому что он распоряжается нашими площадями, и его задача привлекать сетевые компании. В данном случае просто предложенные концепции удовлетворили наши потребности.
Плюс еще и партнеры, сами знаете, не торопятся… Где-то что-то растягивается… Да, все хотят на вокзал! Но когда дело доходит до подсчетов, до выработки всех деталей по контракту, вопрос за два дня не решается. Поэтому ситуация в данном случае такая, что может быть через какое-то время и WH Smith уйдет. Да, у нас текучка есть. Приходят и уходят.
— Дмитрий, все равно не очень понятно: раз WH Smith, так или иначе, будет торговать прессой, значит он, как ни крути, составит конкуренцию вашей сети АРП «Гудок»…
— А что касается агентства распространения «Гудок», то это наш партнер, у которого эксклюзивное право дистрибуции. Компания работает под брендом «Пресс-Лайн». Поэтому все, что касается реализации периодики на вокзалах, должно идти с участием АРП «Гудок». Если люди приходят с каким-то идеями — то почему бы и нет? Все только за! Но контактировать им приходится именно с агентством печати «Гудок». Экономика которого, от присутствия потенциальных партнеров, не страдает.
— То есть WH Smith не составит «Гудку» конкуренцию?
— В данном случае нет. На периодике WH Smith не будет специализироваться. Они не будут продавать общественно-политические газеты и журналы, потому что, естественно, в этом отношении они не конкурентоспособны перед «Гудком». У «Гудка» — четкая целевая аудитория, а в магазинах WH Smith…
— Чтиво в дорогу?
— Да, попутное чтиво. Главная задача привлечения этой сетевой компании — найти надежных партнеров для обеспечения такой услуги, как «товары в дорогу». Они первые эту концепцию предложили, они с ней пришли. И с учетом того, что их компетентный опыт был на достаточно высоком уровне, мы начали с ними сотрудничество…
— А кроме WH Smith кто-то в качестве партнеров по данной услуге рассматривался?
— Да, конечно. У нас постоянно идут переговоры, на «Трансмаркет» выходят как индивидуальные предприниматели, так и сетевые операторы. Это просто вопрос коммерческих отношений. Я не хотел бы называть другие компании, которые мы рассматривали в качестве партнеров, но могу сказать: мы рады всем и для всех открыты. В настоящее время ведутся переговоры и даже подписаны соглашения о намерениях с достаточно крупными игроками на рынке ритейла. В том числе — в области продовольственных товаров. Поэтому наши вокзалы, после того как выйдут из реконструкции Ленинградский и Павелецкий, будут представлять собой почти полноценные объекты коммерческой недвижимости.
Вокзал — это интермадальный транспортно-пересадочный узел, с общественно-деловой функцией. Пассажир должен иметь возможность комфортно менять транспорт, например с поезда на метро; ему должно быть удобно припарковаться, воспользоваться автобусом, купить проездные билеты... И, соответственно, не выходя из здания вокзала, он должен получать все те услуги, которые обычно люди получают в крупных торговых центрах. Например, на Ленинградском вокзале после реконструкции будет самый современный фут-корт. Максимально возможные площади вокзалов вводятся в оборот как коммерчески, так и технологически. Но поскольку у нас пятая часть вокзалов была построена еще при царе Косаре, а остальные — в условиях плановой экономики, то на настоящий момент они не отвечают требованиям времени. А волшебной палочки, чтобы махнуть и превратить наши вокзалы в современные европейские — нет. Это процесс длительный, требующий больших вложений, которыми наша компания не располагает. РЖД почему-то все время ассоциируют с «Газпромом», но на самом деле важнейший оператор российской сети железных дорог нуждается в серьезных партнерах по инвестиционной части, в том числе — в вокзальную инфраструктуру. У нас есть варианты, при которых инвесторы могут получить хороший контракт. Конечно, они не получат торгово-коммерческую инфраструктуру в собственность, но в регионах они могут получать недвижимость в аренду на 40 или даже 99 лет, смотря по ситуации. А срок окупаемости там лет 7-10.
В целом, планы и стратегия у нас вот такие… И, не поняв эту стратегическую сторону, нельзя просто так ответить на вопрос — почему привлечена именно английская WHSmith? А потому что она проявила такой интерес. Сейчас, например, к нам еще приходит «Хитзона» (сеть магазинов цифровой техники и мультимедиа — прим. PlanetaSMI.RU), у которой тоже в ассортименте есть товары в дорогу. Поэтому в данном направлении на вокзалах будет работать несколько операторов, чтобы любой приходящий человек мог сделать выбор по своему усмотрению.
— А ценовая политика WH Smith как будет определяться? Или этот вопрос тоже к оператору…
— Ценовую политику определяет рынок. Вокзал находится в городе, и человек может в любой момент выйти и купить необходимое в соседнем торговом центре. Поэтому сам оператор понимает: если у него цены будут завышены, то имеющий время пассажир уйдет. Кстати, чем еще хороши сетевые партнеры, так это тем, что у них ценовая политика одинаковая по всей сети, независимо от арендных ставок.
— А ваши ставки высоки?
— Наши арендные ставки определялись независимыми оценщиками, которые в свою очередь отталкивались от того, что вокзалы находятся в историческом центре города и почти на садовом кольце.
Источник: PlanetaSMI.RU