Подписка на газеты и журналы на второе полугодие 2013 года: победы и поражения

ФГУП «Почта России» и федеральные подписные агентства подводят итоги подписной кампании на второе полугодие 2013 года. Об окончательных результатах можно будет вести речь в конце июля.

По предварительным оценкам экспертов, можно ожидать снижения подписных тиражей примерно на 3% при сохранении относительной стабильности оборота рынка подписки (по отношению к соответствующему периоду прошлого года). У целого ряда издателей наблюдается падение подписных тиражей. С другой стороны, у большой группы издателей отмечается их уверенный рост.

Подписная кампания на второе полугодие 2013 года стала первой кампанией, проходившей в условиях отмены моратория на повышение почтовых тарифов на доставку подписных изданий. Для издателей это стало непростым испытанием.

Характерный признак прошедшей подписной кампании – относительное снижение темпов падения тиражей у крупных издательских домов. Эксперты рынка подписки признают, что достижение большого тиража – лишь половина успеха. Вторая, часто более важная его половина - удержание интереса подписчиков к своей продукции. То, что крупным издательским брендам удалось сделать это успешнее, чем год назад, говорит о возникновении положительной тенденции. Не исключено, что вслед за Европой и Северной Америкой в России начинается возрождение интереса к печатной прессе.

Традиционно второе подписное полугодие менее успешно, чем первое. Например, дорогие издания чаще выписывают в первом полугодии. У издателей, предоставляющих своим читателям возможность подписки по годовым индексам, рост тиражей в первом полугодии также компенсируется относительными потерями во втором.

Интересы подписчиков не претерпели за прошедший год существенных изменений. По-прежнему лидирующие позиции занимают «издания полезных советов». Но есть примеры успешного роста тиражей и в других тематических категориях. 

В ряде тематических сегментов по отдельным каталогам наблюдается падение подписных тиражей, а именно: «Кулинария», «Сад. Огород. Приусадебное хозяйство», «Детские и молодежные издания», «Просвещение. Образование. Педагогика», «Рукоделие. Сделай сам. Техническое творчество», «Издания для мужчин», «История. Общество. Политика», «Мода. Стиль. Дизайн», «Бизнес. Предпринимательство. Менеджмент», «Законодательство и право. Юридические науки», «Кроссворды. Сканворды», «Искусство. Культура. Эстетика», «Бухгалтерский учет. Налогообложение», «Компьютеры. Информатика. Программные продукты. Радиоэлектроника».

Однако, наряду с большой группой изданий, у которых в этом полугодии подписные тиражи сократились, у значительного числа газет и журналов они выросли. 

Так, «абсолютными чемпионами» по Каталогу Агентства «Роспечать» стали издания издательского дома «Красная Звезда»: «Воин России» (прирост на 166,5% относительно результатов подписной кампании на второе полугодие 2012 года), «Ориентир» (149,2%), «Военно-медицинский журнал» (114,2%) и «Зарубежное военное обозрение» (54,4%). Хорошие результаты также у ведомственной газеты РЖД «Октябрьская магистраль» (рост на 65,4%) и у изданий МЧС: «Основы безопасности жизнедеятельности» (63,7%), «Гражданская защита» (47,1%) и «Пожарное дело» (38,3%).  

Аналогичные результаты по версии «Агентства подписки и розницы» (АПР), которое организует подписку в рамках Объединенного каталога «Пресса России»: у изданий «Пенсионеры Подмосковья» (рост на 86,4 %), «Московский Комсомолец + ТВ программа» (35,3%) и газеты «Пионерская правда» (29,1%). 

Чемпионом среди центральных изданий по Каталогу российской прессы «Почта России», выпускаемому «Межрегиональным агентством подписки», стало издание «Овощеводство» (рост тиража в 13 раз). Более чем в 7 раз вырос тираж журнала «Судья». Хороший результат у журнала «Вестник гражданского процесса» (рост в 7 раз). Среди детских и юношеских изданий лучшие показатели - у журнала «Библиотека школьника и студента» (рост тиража более чем в 3 раза). Ряд изданий продемонстрировал относительную стабильность при значительных подписных тиражах. Среди них – журнал «Вестник ЗОЖ», занимающий лидирующие позиции на рынке изданий «полезных советов», и издание «Российская газета». 

Интересную динамику показали в прошедшую подписную кампанию региональные печатные СМИ. По Каталогу российской прессы «Почта России» абсолютными региональными рекордсменами стали провинциальные выпуски газеты «Справедливая Россия», тиражи которых выросли более чем в 78 раз. Беспрецедентные темпы роста по указанному каталогу также у издания «Кузбасс спортивный» (рост в 52 раза) и у архангельской газеты «Правда Севера» (рост в 46 раз). Как правило, причиной такого «тиражного взрыва» становится снижение подписной цены.

Общая тенденция к снижению тиражей отразилась на результатах региональных Управлений федеральной почтовой связи (УФПС). Большинство лидеров показали рост подписных тиражей или незначительное их снижение. Рекордсменом «подписной гонки» стал УФПС Республики Адыгея, добившийся по Каталогу агентства «Роспечать» роста тиража на 2,3% относительно подписки 2012-2. Среди остальных рекордсменов по этому каталогу – Республика Северная Осетия-Алания, Сахалинская, Новгородская и Московская области. 

По версии АПР, лучшие результаты показали УФПС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Волгоградской области, Республики Адыгея, Ростовской и Астраханской областей. 

По Каталогу российской прессы «Почта России» роста тиражей удалось добиться УФПС Республики Ингушетия, Брянской, Архангельской, Новгородской и Ульяновской областей.  

Результаты подписки 2013-2 внушают определенный оптимизм. Несмотря на снижение подписных тиражей, оборот рынка подписки остается стабильным. Но с учетом повышения стоимости почтовой доставки в среднем на 15% это означает фактическое уменьшение оборота примерно на 8-10%. Кроме того, ни одна из «традиционных» проблем почтовой подписки по-прежнему не решена. Государство пока не готово выделить деньги на модернизацию почтовой инфраструктуры, количество отделений связи в регионах продолжает сокращаться. В этих условиях многое на рынке подписки зависит от позиции государства и ФГУП «Почта России», а также региональных властей, имеющих собственные бюджетные возможности для поддержки института подписки. 

Пресс-служба АРПП

ТОП-45 изданий по приросту подписки 2013-2 к 2012-2 (в %)

 

 

№п/п

Наименование издания в каталоге

Наименование каталога

Прирост к 2/2012, %

1

"Справедливая Россия"

Каталог «Почта России»

7860

2

"Кузбасс спортивный"

Каталог «Почта России»

5200

3

"Правда Севера" (среда)

Каталог «Почта России»

4637

4

"Вестник Астраханского казачьего войска" 

Каталог «Почта России»

4609

5

"Хозяинъ" 

Каталог «Почта России»

4083

6

"Город" 

Каталог «Почта России»

2336,2

7

"Хикмет/Суть" 

Каталог «Почта России»

1900

8

"Новая Юность" 

Каталог «Почта России»

1542

9

"Овощеводство" (на русском языке)

Каталог «Почта России»

1300

10

"Вестник НГАУ"  

Каталог «Почта России»

967

11

"Большая переменка" 

Каталог «Почта России»

956,1

12

"Судья" 

Каталог «Почта России»

725

13

"Вестник гражданского процесса"

Каталог «Почта России»

700

14

Комплект "Главный бухгалтер"

Каталог «Почта России»

669

15

"Инженерные системы "АВОК - Северо-Запад"

Каталог «Почта России»

500

16

"Наноинженерия"

Каталог «Почта России»

500

17

"Полупроводниковая светотехника"

Каталог «Почта России»

400

18

"Библиотека школьника и студента"

Каталог «Почта России»

333

19

"Магия и красота"

Каталог «Почта России»

322

20

"Вяжем сами" (на русском языке)

Каталог «Почта России»

231

21

"Воин России"

Каталог Агентства «Роспечать

166,5

22

"Ориентир"

Каталог Агентства «Роспечать

149,2

23

"Военно-медицинский журнал"

Каталог Агентства «Роспечать

114,2

24

"Пенсионеры Подмосковья"

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

86,4

25

"Октябрьская магистраль"

Каталог Агентства «Роспечать

65,4

26

"Основы безопасности жизнедеятельности"

Каталог Агентства «Роспечать

63,7

27

"Зарубежное военное обозрение"

Каталог Агентства «Роспечать

54,4

28

"Гражданская защита"

Каталог Агентства «Роспечать

47,1

29

"Пожарное дело"

Каталог Агентства «Роспечать

38,3

30

"Московский комсомолец" + ТВ программа  ООО "Агентство МК"

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

35,3

31

"АБВГД - сказки, игры и уроки"

Каталог Агентства «Роспечать

30,3

32

"Пионерская правда"

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

29,1

33

"Социальная защита. Подмосковье"

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

27

34

"Подмосковный летописец" 

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

24,4

35

"Библиотечка газеты "Мир садовода": Сад"

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

24,3

36

"Чем развлечь гостей"

Каталог Агентства «Роспечать

20,5

37

"Аппетитно и вкусно!"

Каталог Агентства «Роспечать

20,3

38

"Тошка и компания"

Каталог Агентства «Роспечать

19,6

39

"Том и Джерри"

Каталог Агентства «Роспечать

19,6

40

"Все для женщины"

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

18

41

"Военные знания"

Каталог Агентства «Роспечать

17,2

42

"Садовод и огородник"

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

14,1

43

"Христианская газета" 

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

12,5

44

"Совершенно секретно"   

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

11,5

45

"Народный доктор"  

Объединенный каталог «Пресса России» (номенклат. ЗАО «АПР»)

7,2