В Кремле решили повысить активность работы госорганов в социальных сетях. Администрация президента (АП) заказала научно-исследовательскую работу, цель которой — просчитать математическую модель, с помощью которой чиновники смогут эффективнее общаться с россиянами через интернет. Источник в АП рассказал «Известиям», что благодаря рекомендациям, составленным по результатам исследования, чиновникам удастся улучшить свой имидж в виртуальном пространстве.
— Интернет сейчас — очень эффективная среда: соцсети и блоги захватывают существенную долю аудитории по сравнению с традиционными СМИ. Поэтому появилась потребность в формировании научно обоснованных подходов к работе органов власти в социальных медиа, — пояснил собеседник.
По результатам исследования администрации президента предоставят список рекомендаций: какие соцсети наиболее популярны у россиян, какие пользуются наибольшим доверием, через какие из них информация распространяется быстрее. Более того, будет представлена математическая модель, которая покажет, каким образом и насколько эффективно в интернете распространяется информация: из каких источников люди более охотно берут новости.
— На основе этого исследования будут сформированы требования и подходы в работе органов власти с социальными медиа. Так, мы сможем формировать корректный новостной фон и общественное мнение, — поделился планами собеседник «Известий».
Генеральный директор ООО «Интернет консалтинг», специалист по социальным медиа Антон Павлов заявил «Известиям», что в настоящий момент универсальной математической модели, которая покажет, как распространяется информация в соцсетях, нет. Специалист также сомневается, что ее можно вывести уже к ноябрю этого года, как рассчитывают в Кремле.
— Конечно, можно найти какие-то факторы и построить модель, но она все равно будет не точная. Кроме того, речь не может идти об одной универсальной формуле, это должен быть комплекс взаимосвязей, построить который за один год не удастся, — полагает специалист.
Независимый интернет-эксперт Антон Меркуров утверждает, что возможность просчитать, откуда пришла информация и какую реакцию она вызвала в социальных медиа, существует уже давно, однако универсальной формулой она считаться не может.
— Есть несколько способов проследить за информацией. Можно математически определить, когда и на каких ресурсах ее увидело наибольшее количество людей, какой охват аудитории, откуда она пришла, какие отклики вызвала. Это далеко не новая технология, — пояснил эксперт.
Кроме того, эксперты не уверены, что госорганам вообще стоит наращивать свое присутствие в интернете, учитывая, что целевая аудитория власти, как правило, узнает информацию оффлайн.
— Аудитория людей, которые следят за чиновниками в интернете, ничтожно мала, и сомневаюсь, что с помощью научных исследований удастся принципиально увеличить ее, — заявил Антон Павлов.
Меркуров же подчеркивает, что чиновники в настоящий момент совершенно не готовы к интернет-общению, они не умеют правильно коммуницировать с аудиторией Рунета.
— Не все представители власти могут «влиться» в интернет. Чиновников надо учить этому. А вот усмешки, которые вызывают некоторые госслужащие у интернет-юзеров, вызваны скорее не неуместностью их стиля общения в сети, а их реальными поступками. Проблема не в аудитории и не в интернете, а в самих чиновниках, — уверяет Меркуров.
Политологи предполагают, что интернет заинтересовал администрацию президента из-за того, что эту площадку изначально использовали лидеры оппозиции. Именно через блоги и соцсети протестно настроенные граждане собираются на митинги и акции протеста.
— Кремль пытается перехватить инициативу. В данный момент, если человек узнает конкретный коррупционный факт, он, скорее всего, передаст эти данные блогерам — основным информационным игрокам. Теперь же люди якобы смогут без посредников влиять на принятие решений властями, — пояснил вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Уже сейчас у многих чиновников есть страницы в различных соцсетях, однако пока что это их личная инициатива, за которую иногда их критикуют в Кремле. Так, осенью прошлого года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что активность госслужащих в соцсетях необходимо ограничить и регламентировать.
— Когда человек, облеченный властью, использует Twitter – он не может считать это только личным каналом передачи информации, потому что любая информация в Twitter человека, облеченного властью, приобретает уже более-менее официальный оттенок, — подчеркнул тогда Песков.
Аккаунты в микроблоге есть как минимум у 30 губернаторов, причем некоторые из них получали замечания за опубликованные ими сообщения. В 2010 году Дмитрий Медведев, находившийся тогда на посту президента, попросил губернатора Кировской области Никиту Белых воздержаться от публикации сообщений в Twitter во время заседания Госсовета.
Чиновники из Белого дома также не обошли вниманием социальные сети. Одним из самых активных пользователей Twitter, Instagram, Facebook и «В Контакте» является премьер-министр Дмитрий Медведев. Причем изначально нынешний председатель правительства был более чем открыт для интернет-пользователей: на его страницах была доступна функция комментирования и даже возможность отсылать личные сообщения. Однако после того, как премьер столкнулся с жесткой критикой посетителей своих страниц, ему пришлось ввести некоторые ограничения.
Также активными пользователями микроблогов стали вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин, главы Минкультуры Владимир Мединский, Минобрнауки Дмитрий Ливанов и Минкомсвязи Николай Никифоров. Последний даже собирал через Twitter предложения россиян по совершенствованию работы ведомства.
Юлия Цой, Сергей Звезда
Источник: Известия