Тенденции последних двух-трех лет говорят о том, что крах системы периодической печати, который казался неминуемым, по меньшей мере, надолго откладывается. А все потому, что никакое другое медиа – традиционное или «новое», цифровое, – пока не готово взять на себя социальные функции прессы. 

Периодика по-прежнему остается цементирующим составом общества, и равно велики в этом роли центральных и региональных изданий. Причем это утверждение справедливо и для российских просторов, и для зарубежных рынков. 

Например, во Франции разовый совокупный тираж региональных ежедневных газет превышает 5 млн экземпляров, в Германии – достигает 20 млн, в Великобритании – 40 млн. В острую фазу кризиса, конечно, региональные газеты во многих странах закрывались полностью или переходили на цифровую платформу. Впрочем, по объективным оценкам, в 2000-х прекращают выход меньше газет, чем в 80-90-х годах. А есть и противоположные примеры. Так, британская группа Tindle Newspapers, испытывая, как и большинство издателей в мире, объективные трудности с рекламой и соответственно доходами, за «кризисные годы» сумела запустить 17 новых местных газет.

Все издания группы приложили массу усилий для удержания аудитории, а одно из них – 147-летнее – после ребрендинга добилось увеличения числа читателей на 64%. А в начале 2013-го компания обнародовала финансовые итоги за предыдущий отчетный период – прибыль выросла на 40%, до 1,78 млн фунтов стерлингов. Значение региональных СМИ для общества подчеркивается тем, что они включаются в ареал государственной заботы. Причем стоит отметить, что далеко не всегда такие издания получают специальную поддержку. Как правило, они встроены в общую систему взаимоотношений прессы и государства и могут рассчитывать на сниженные почтовые тарифы, льготную ставку налога (НДС или НСП), размещение госзаказа на информационное сотрудничество – то есть все то, что положено общенациональным проектам. Однако есть примеры и особо внимательного отношения к местной прессе. Так, в Швеции «вторые» региональные ежедневные газеты получают прямые субсидии от правительства. Во Франции «Фонд помощи ежедневным региональным и местным изданиям общей и политической информации, имеющим небольшой ресурс для размещения платных объявлений», выдает субсидии газетам, у которых в общей сумме рекламных доходов поступления от публикации платных объявлений составляют не более 15% и если их распространение более чем на 25% обеспечивается за счет почтовой подписки. В Испании правительства регионов (Страна Басков, Каталония) оказывают финансовую поддержку изданиям на местных языках – в то время как центральное правительство полностью отказалось от прямого финансирования каких-либо СМИ.

В России тоже хорошо понимают значение местных газет. Пожалуй, даже слишком хорошо – ведь более 60% из них принадлежат либо муниципальной власти, либо субъекту федерации. Порой кажется, что для некоторых регионов последние двадцать лет прошли незамеченными. Очень часто СМИ, вскормленные властью, обслуживают госчиновников различного ранга, и там нет ни свободы, ни гласности. И более того, подобные издания покрывают недостатки, преступления и коррупцию, если таковые, конечно, имеются. Кроме всего прочего, бюджетное кормление «ручных» редакций – это еще и неоправданное расходование бюджетов всех уровней. На государственные средства очень часто производится издательский мусор, предназначенный для восхваления чиновничьей деятельности, публикуются портреты руководителей и примитивная политическая реклама. И все это за счет налогоплательщиков, которые, к сожалению, пока относятся к этому индифферентно, да и депутатам региональных собраний до этого дела нет. Между тем, это огромная армия изданий, непосредственно влияющих на читателей. Но что делать с этой армией, никто не знает. Более того, этот массив изданий остается практически неизученным. Данные о числе выходящих проектов весьма приблизительны. По разным оценкам, число региональных печатных СМИ превышает 10 тысяч, из них более 3 тысяч общественно-политических газет. По тиражу такие газеты занимаю около половины рынка общественно-политических газет страны. Да и в целом региональные издания дают до половины подписного объема газет в зависимости от субъекта. (Вызывает сомнения исследование «Левада-центра» о том, что аудитория региональной прессы состоит из людей, значительное количество которых не имеют законченного среднего образования (65%), принадлежат к возрастной группе старше сорока лет (68%) и проживают в сельской местности (70%).)

Как бы то ни было, очевидно, что есть много желающих воспользоваться широчайшими возможностями, имеющимися в распоряжении региональной прессы. И не только в рядах нечистоплотного чиновничества, но и среди крупных корпораций, предпринимателей. Нередки случаи концентрации СМИ региона в руках одной компании, что неизбежно приводит к искажению информационной картины, представляемой такими газетами и журналами. При этом надо понимать, что федеральные газеты не могут на этом поле составить конкуренцию местным. Согласно докладу Фонда развития информационной политики, топ-5 важнейших тем локальной прессы – ЖКХ, бытовые проблемы, благоустройство и местные проблемы, здравоохранение и образование, власть и ее критика. Местные газеты – важнейшая площадка для обсуждения насущных проблем жителей региона. Вместе с тем, как показывают расчеты того же ФРИП, едва ли 30% местных изданий могут быть рентабельными – например, в городке с населением 20 тысяч человек тираж газеты должен составлять 5 тысяч экземпляров, то есть по экземпляру на семью…

Понятно, что без поддержки местным СМИ не выжить. Но какими должны быть механизмы помощи локальным средствам массовой информации? Как избежать ситуации, когда залогом получения поддержки из регионального бюджета становится лояльность власти? Нам видятся два пути. Первый путь – общегосударственный. Мы уверены, что государственные СМИ, как бумажные, так и электронные, имеют право на жизнь, но в очень ограниченном масштабе, для изложения позиции федеральной или региональной власти. И они должны иметь соответствующий статус и четкий формат (например, «информационный бюллетень»). А вот широкая господдержка нужна определенным целевым группам: инвалидам, ветеранам, слабовидящим. Льготная подписка нужна для молодежи, как это делается, к примеру, во Франции: по одной газете бесплатно для всех 18-летних. Возможно, стоит по этому поводу провести депутатские слушания на всех уровнях в целях ограничения бюджетных средств на многие сотни изданий, выходящих по всей стране на средства налогоплательщиков.

Второй путь – рыночный. Можно помочь местным газетам обрести экономическую независимость. Например, в «Межрегиональном агентстве подписки» применяются две формы поддержки региональной прессы: локальные маркетинговые акции и организация социальных проектов (программы соцподписки, конкурсы для почтальонов и т.п.) совместно с региональными издателями и их общественными объединениями. Государство, со своей стороны, могло бы помочь в выстраивании доступной современной инфраструктуры (типографии, система распространения и т.д.), которая обеспечила бы сокращение производственных затрат. И, разумеется, на региональные издания должны распространяться те же меры поддержки, которые предлагаются отраслевым сообществом на общегосударственном уровне – льготы по налогообложению, компенсации подписных тарифов.

Сегодня властные и финансовые структуры относятся к региональной прессе в России пренебрежительно – как к чему-то устаревающему, но вместе с тем не устают использовать ее в своих интересах. Нам кажется, пора перестроить эту систему.

Автор: Дмитрий Мартынов, президент АРПП

Источник: журнал  «Журналист», № 7 июль 2013