Распространение прессы в Москве сталкивается с растущими экономическими трудностями. Заседание Комитета АРПП по проблемам розничных продаж прессы

17 июля  с.г.  состоялось  заседание  Комитета АРПП, посвященное проблемам развития розничного распространения прессы в Москве.  

В нем приняли участие: Баринов Г.В., генеральный директор ЗАО «АРИА АиФ», Богданов А.Н., генеральный директор ЗАО «Сейлс»,  Вавилов А.Л., коммерческий директор ГК «Кардос», Зинатуллин В.Б., менеджер по взаимодействию с органами власти ЗАО «АРИА-АиФ», Игнатьева А.Б., операционный директор ЗАО «Центропечать», Капустина Е.Г., начальник отдела распространения и печати Департамента СМИ и рекламы города Москвы, Кочетков Д.Р., начальник отдела развития ООО «АРПП «Желдорпресс», Лымарь О.В., ведущий специалист по развитию торговой сети ЗАО «Столичная пресса», Морулёв В. П., генеральный директор ЗАО «Центропечать», Мягков И.В., начальник отдела маркетинга ООО "Агентство Желдорпресс-ГП", Невзоров С.А., начальник отдела развития ЗАО «Центропечать», Оськин А.В., председатель правления АРПП, Портнов М.В., начальник розничной сети ЗАО «Сейлс», Ролдугин Ю.К., советник председателя правления АРПП, Савина Т.Ю., генеральный директор ЗАО «МК-сервис», Тарасенкова А.В., руководитель отдела розничных продаж ИД «Комсомольская правда». Вел заседание Баринов Г.В., вице-президент АРПП, руководитель Комитета АРПП по проблемам розничного распространения печатной продукции.  

В соответствии с повесткой дня участники совещания обсудили ряд  вопросов, связанных с исполнением решений, принятых на заседании Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы (Протокол № 4 от 30 мая 2013 г), в части, касающейся развития в столице системы оперативного распространения печатных СМИ, в том числе посредством мобильных объектов (пресс-стендов). С сообщением по данной теме выступила Капустина Е.Г.

В ходе обсуждения практически все участники совещания высказались в пользу предпринимаемых в последнее время действий московских властей по активному развитию форматов мобильной торговли («ручники», пресс-стенды) периодической печатной продукцией. В частности, такие меры, как выделение в городе дополнительных мест (маршрутов) для размещения пресс-стендов, ужесточение ответственности за несанкционированною торговлю прессой «с рук»,  расширение типовых архитектурно-дизайнерских решений пресс-стендов и др., по мнению участников совещания, могут  оказать определенное положительное влияние на столичный рынок распространения печатных СМИ. 

Вместе с тем, Баринов Г.В. подчеркнул, что развитие данных форматов ввиду своих ограниченных возможностей может рассматриваться только в качестве дополнения (вспомогательного элемента) к существующей в столице системе распространения печатных СМИ, основу которой составляет киосковые сети. К сожалению, их состояние и само существование сегодня вызывает серьезное опасение, в первую очередь из-за практически нулевой рентабельности самих киосков прессы.  

С такой крайне негативной оценкой реальной ситуации, сложившейся сегодня на рынке распространения печатных СМИ в Москве, единодушно согласились все участники совещания. Во многих выступлениях (Морулев В.П., Лымарь О.В., Тарасенкова А.В., Ролдугин Ю.К., Невзоров С.А.)  неоднократно подчеркивалась мысль о том, что АРПП и операторы столичного рынка выступают за развитие всех форм и форматов розничного распространения печатных СМИ. При этом отмечалось, что подходить к решению этой задачи необходимо комплексно, но в первую очередь нужно поддерживать киосковые сети прессы. В этой связи было высказано и поддержано предложение сформировать перечень дополнительных мест размещения в районах новых станций метрополитена не только для формата пресс-стендов, как этого требует решение МВК, но и для традиционных киосков прессы. Данные предложения было решено направить в Департамент СМИ и рекламы для последующего предоставления их на рассмотрение МВК.

В развитие темы усиления мер по пресечению несанкционированной  торговли прессой «с рук», Капустина Е.Г. проинформировала участников совещания о целом комплексе мер по усилению контроля и упорядочению данного вида торговли, принимаемых в настоящее время городским Департаментом СМИ и рекламы, а также органами местного самоуправления и  полицией. Капустиной Е.Г. было подчеркнуто, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10 июля 2013 г. № 453-ПП теперь Департаменту СМИ и рекламы предоставлены полномочия на аннулирование Разрешения на размещение для распространителей периодической печатной продукции «с рук» в случаях выявления нарушений по представленному ассортименту, требований к внешнему виду и др.

Затем Капустина Е.Г. рассказала о работе, проводимой Департаментом во исполнение поручения Мэра города Москвы С.С. Собянина по размещению на территории города Москвы порядка 20 экспериментальных киосков для распространения печатной продукции. Она сообщила, что, в настоящее время, Департаментом подготовлена презентация лучших архитектурно-конструктивных решений существующих киосков прессы (как зарубежных, так и отечественных) площадью 9 кв.м с возможностью  размещения на них рекламных поверхностей. Далее предполагается  выбрать наиболее привлекательные и функциональные торговые объекты прессы и порядка 15-20 из них установить в городе в непосредственной близости от пассажиропотоков. 

Оськин А.В. остановился на критической ситуации в экономике отрасли, сложившейся в последнее время в столице, отметив, что у операторов попросту нет свободных средств на развитие и сохранение существующих киосковых сетей в полном объеме. Он обратил внимание собравшихся на тот факт, что АРПП ведет постоянную работу с городскими властями, направленную на введение дополнительных льготных условий для отраслевого бизнеса, включая снижение арендной платы по липецкой модели – до 10-12 руб. за 1 кв. м в месяц, увеличение срока аренды до 10 лет, расширение ассортимента и т.п. Но, к большому сожалению, пока московскими властями не принято ни одного из предлагаемых медиасообществом решений по улучшению ситуации на рынке печати. В связи с этим он выразил надежду, что проведение вышеупомянутого эксперимента будет поддержано Департаментом СМИ и рекламы не только в организационном, но и в экономическом плане и не станет очередным финансовым бременем для отраслевых предприятий. Оськин А.В. проинформировал, что АРПП разрабатывает модель участия отрасли в саморегулировании рынка печатных СМИ, широкое обсуждение которой состоится на XXV медиаконференции АРПП в Турции (22-29 сентября 2013 года).

  По итогам обсуждения ситуации на столичном рынке печатных СМИ и в целях реализации решений МВК, Комитетом АРПП по проблемам розничного распространения печатной продукции были приняты следующие решения:

1.Предприятиям, распространяющим печатную продукцию регулярно проводить  мониторинг рынка  и обо всех  случаях обнаружения фактов незаконной торговли «с рук» направлять информацию в АРПП и Департамент СМИ.

2.В целях дальнейшего развития современных форматов распространения печатной продукции подготовить предложения по новым точкам размещения торговых объектов, в том числе в районах новых станций метрополитена:

а) по точкам реализации печатной продукции на пресс-стендах - срок до 24.07.2013 г;

б) по размещению новых киосков и павильонов прессы – срок до 10.08.2013 г.

3. Для установки экспериментальных объектов в городе рекомендовать столичным предприятиям, распространяющим печатную продукцию, подготовить свои предложения по новым формам киосков и павильонов прессы с учетом зарубежного опыта.

4. Одобрить проект модели пресс-стенда, разработанный ГК «Кардос». Рекомендовать и другим операторам, работающим в данном сегменте рынка, разработать и представить в Москомархитектуру предложения по новым моделям пресс-стендов.

5. Просить Департамент СМИ и рекламы принять дополнительные меры по  экономической поддержке киосковых сетей прессы виду продолжающегося спада реализации печатной продукции и падения рентабельности торговых объектов прессы.

Подводя итоги заседания, председатель правления АРПП Оськин А.В. выразил удовлетворение характером содержания сотрудничества Ассоциации с Департаментом СМИ и рекламы и Департаментом торговли и услуг города Москвы. Он отметил, что отрасль получает активную поддержку с их стороны в решении текущих задач и высказал пожелание о дальнейшем укреплении этого сотрудничества.

Пресс-служба АРПП