Диванозаменители

Электронная торговля ушла в соцсети

На днях в «Одноклассниках» появилась функция, позволяющая компаниям продавать свои товары прямо внутри соцсети. Ход «Одноклассников» — самый свежий пример того, как электронная коммерция все активнее уходит в социальные сети и блоги. Мы решили вспомнить, какие шаги в этом направлении предпринимали «ВКонтакте», Facebook и ЖЖ.

«Одноклассники» решили пойти классическим путем, встроив функционал интернет-магазинов в группы. Любая компания или индивидуальный предприниматель могут создать каталог товаров и продавать их прямо со своей страницы в соцсети. Пользователям, в свою очередь, тоже не нужно никуда ходить — оплатить покупки можно «Деньгами@Mail.Ru», электронной валютой холдинга Mail.Ru Group, которому принадлежат «Одноклассники». За возможность продавать вещи через соцсеть компаниям придется отдавать «Одноклассникам» три процента от вырученных средств.

Присутствуют в интернет-магазинах от «Одноклассников» и элементы, характерные для соцсетей. Пользователи могут не только купить понравившийся им товар, но и намекнуть друзьям на желанный подарок, нажав кнопку «Я хочу!», или похвастаться покупкой — «У меня есть». Этим, правда, вся «социальная» составляющая и ограничивается: «Одноклассники» не позволяют пользователям пока ни дарить друзьям подарки, ни по-быстрому продать старый велосипед, завалявшийся на антресоли. Тем не менее, встроенные интернет-магазины наверняка будут востребованы: примерно 200 тысяч предпринимателей используют «Одноклассники» для распространения своих товаров.

Схожей статистики по «ВКонтакте» нет, но стоит полагать, что ситуация там схожая. Российские соцсети не просто используются как рекламная площадка для компаний — малый бизнес зачастую только в них и представлен. Год назад тогда еще пресс-секретарь «ВКонтакте» Владислав Цыплухин опубликовал историю довольно успешного цветочного бизнеса, который развивался исключительно благодаря активности его создателя в соцсети.

Но внутренние интернет-магазины и продажа товаров через них — пройденный этап для «ВКонтакте». Торговая площадка появилась в соцсети в июле 2010 года, и, в отличие от «Одноклассников», администрация «ВКонтакте» не взимала комиссию ни с продавцов, ни с покупателей. Функционал встроенных интернет-магазинов был шире, чем у конкурента: например, пользователи могли совместно «скинуться» на подарок, который их друг отметил как «желанный».

Впрочем, уже через год сервис пришлось закрыть, как и внутреннюю платежную систему «ВКонтакте» — в соцсети решили, что тратить ресурсы на соответствие новому законодательству о платежных системах невыгодно. Взамен соцсеть предлагает создавать интернет-магазины в разделе приложений. Но приложениями во «ВКонтакте» могут быть просто сторонние сайты, встроенные в соответствующую страницу в соцсети. Поэтому на сегодняшний день зачастую под вывеской интернет-магазина во «ВКонтакте» скрывается просто сайт соответствующей компании.

Спустя год после закрытия сервиса покупок и желаний во «ВКонтакте» на эту сферу обратили внимание в Facebook. Правда, команда Марка Цукерберга сконцентрировалась не на продаже товаров, а на их продвижении. В сентябре 2012 года в соцсети появился сервис реальных подарков — американские пользователи могут отправить какую-нибудь игрушку или другой товар из предложенного списка своим друзьям. Месяцем позже на страницах некоторых крупных брендов, которые рассказывают через Facebook о своих новинках, появилась кнопка «Хочу» — с ее помощью пользователь может собрать все желанное в отдельном блоке на своей странице, создав своеобразный «вишлист». О нацеленности Facebook именно на рекламу продуктов говорит и запуск в июне 2013 года специальной страницы, посвященной историям успешного малого бизнеса. На ней, например, рассказывается, как реклама в соцсети позволила увеличить посещаемость онлайн-магазинов.

В Twitter решили пойти своим путем, объединив продвижение товаров с их покупкой. В феврале 2013 года сервис микроблогов вместе с финансовой компанией American Express предоставили пользователям возможность совершать покупки с помощью специальных хэштегов. Работает это так: компании предлагают купить какой-нибудь товар со скидкой и указывают, какой хэштег для этого нужен. Пользователь публикует твит с ним, после чего получает электронное письмо с просьбой подтвердить свой выбор. Правда, работает сервис только для обладателей карт American Express, привязавших их к своему аккаунту. Все специальные предложения можно найти на странице «Избранное» в твиттере AmEx.

Наконец, говоря о торговле в соцсетях, нельзя обойти упоминанием и «Живой Журнал». В конце 2011 года глава ЖЖ Илья Дронов рассказал, что в Сингапуре бешеной популярностью пользуются блогшопы — блоги, в которых пользователи продают различные товары. Таких магазинов, по его словам, насчитывалось 50 тысяч, а из 1,2 миллиона сингапурских пользователей LiveJournal 480 тысяч заходили на сайт именно с целью что-нибудь купить. В российском ЖЖ торговля через посты не столь популярна, но все же нередки случаи, когда именно через блоги ведется продажа товаров — в основном, отмечают в LiveJournal, это самодельная продукция. Правда, само руководство «Живого Журнала» никаких шагов навстречу интернет-торговле не предприняло.

В целом, продажа товаров в соцсетях и блогах, хоть и имеет ряд неоспоримых преимуществ — непосредственный контакт с потенциальными покупателями, относительно низкие расходы на создание и поддержание площадки и возможность использовать социальные уловки (создание «вишлистов» для друзей) — все-таки еще не скоро сможет рассматриваться как «серьезный» бизнес. И это объяснимо: соцсети все еще нестабильны и находятся в поиске подходящей модели сотрудничества с компаниями, из-за чего отдельные функции или даже целые разделы могут внезапно исчезать. Пусть даже если они кажутся крайне перспективными.

Султан Сулейманов

Источник: Lenta.ru