Первое место c оборотом 17,9 млрд руб. теперь занимает агентство OMD Optimum Media, в прошлом году консолидировавшее у себя весь рекламный бюджет PepsiCo, включая поглощенный ранее «Вимм-Билль-Данн».
“Ъ” в десятый раз публикует рейтинг крупнейших российских агентств по объему закупок рекламы. Изначально это был совместный проект “Ъ” и журнала «Индустрия рекламы», с 2009 года, после того как «Индустрия рекламы» была закрыта, рейтинг для “Ъ” готовит отраслевое издание AdIndex.
В первом рейтинге по итогам 2003 года были ранжированы 30 компаний с общим оборотом в пересчете на рубли (тогда все бюджеты приводились в долларах) почти 45 млрд руб. с НДС. На этот раз в рейтинге присутствует уже 60 агентств, вместе они в прошлом году закупили рекламы на 207,4 млрд руб. Объем всего отечественного рекламного рынка (вместе с теми медиа, затраты на которые в рейтинге не учитываются) по итогам 2003 года Ассоциация коммуникационных агентств России оценивала в рублевом исчислении в 80,7 млрд руб. также с НДС, по итогам 2012 года — уже в 351,4 млрд руб.
Десять лет назад первое место c оборотом более 3,8 млрд руб. занимало агентство Starcom. Оно же оставалось лидером рейтинга на протяжении шести лет. В первую очередь потому, что ключевым клиентом Starcom является крупнейший в стране рекламодатель — корпорация Procter & Gamble (P&G). Однако по итогам 2009 года первое место с оборотом 11,1 млрд руб. заняло уже агентство ZenithOptimedia. И эта смена также имеет простое объяснение: к этому времени агентство, с 2006 года обслуживающее Nestle, консолидировало и все рекламные бюджеты L’Oreal. Два крупных рекламодателя объединили свои закупки (Nestle является совладельцем L’Oreal), и их совокупный бюджет превысил рекламные затраты P&G. По итогам 2009 года альянс L’Oreal-Nestle потратил на рекламу, по оценке AdIndex, почти 9,4 млрд руб., P&G — только 5,6 млрд руб. Благодаря альянсу ZenithOptimedia оставалось лидером рейтинга и по итогам 2010 года.
В предыдущем рейтинге по итогам 2011 года на первое место с оборотом 14,1 млрд руб. вышло уже агентство Havas Media (ранее называлось MPG). Дело в том, что в том году L’Oreal и Nestle снизили свою рекламную активность, тогда как ключевые клиенты Havas Media — Reckitt Benckiser, LVMH, Hyundai и Kia Motors, наоборот, ее увеличили. Кроме того, тогда агентство стало работать с двумя новыми крупными клиентами — Heineken и входящей в первую десятку рекламодателей Danone. Мало того, Danone консолидировала в Havas Media еще и бюджет «Юнимилка», с которым объединила в СНГ свой бизнес.
По итогам 2012 года рейтинг возглавляет уже OMD Optimum Media с 17,9 млрд руб. Этот взлет также обусловлен крупным клиентским переходом. Одним из ключевых клиентов агентства уже несколько лет является американская PepsiCo. В 2011 году она завершила покупку российского «Вимм-Билль-Данна» и объединила их закупки рекламы, став по итогам прошлого года уже четвертым по величине рекламодателем с бюджетом 5,8 млрд руб. (см. “Ъ” от 20 мая). Бюджет «Вимм-Билль-Данна», который исторически всегда был больше, чем у PepsiCo, из агентства Maxus перешел в OMD Optimum Media. Кроме того, до 2012 года закупками рекламы для Frito Lay, одного из подразделений PepsiCo, занималось агентство OMD Media Direction, которое, хотя и является, как и OMD Optimum Media, частью американского коммуникационного холдинга Omnicom, в России входит в другую рекламную группу. С прошлого года закупки рекламы для Frito Lay также перешли в OMD Optimum Media.
Примечательно, что PepsiCo, обеспечившая своему агентству первое место в рейтинге, в прошлом году оказалась одним из самых проблемных клиентов. В конце 2011 года американская корпорация отзывала с телеканалов свои бюджеты, чем осложнило агентству заключение сделок с телевизионными сейлз-хаусами на 2012 год. Крупнейший продавец телерекламы — группа «Видео Интернешнл» в феврале прошлого года признавалась, что на тот момент так и не договорилась с PepsiCo. «Сначала мы урегулировали все вопросы, связанные с сокращением клиентом бюджета в четвертом квартале 2011 года, и из-за этого несколько позже начали переговорный процесс по 2012 году»,— объясняет управляющий директор OMD Optimum Media Станислав Лазарев.
КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ МЕДИААГЕНТСТВА В 2012 ГОДУ ПО ОБЪЕМУ ЗАКУПОК РЕКЛАМЫ
№ |
Агентство |
ТВ |
Пресса |
Радио |
ООН |
Total |
1 |
OMD Optimum Media |
14 543 |
672 |
814 |
1 912 |
17 942 |
2 |
Starcom |
13 175 |
1 011 |
308 |
1 011 |
15 506 |
3 |
Havas Media* |
13 422 |
1 073 |
196 |
325 |
15 017 |
4 |
Vizeum |
10 923 |
532 |
342 |
1 072 |
12 870 |
5 |
ZenithOptimedia |
10 686 |
620 |
120 |
726 |
12 153 |
6 |
Initiative |
11 049 |
377 |
270 |
447 |
12 140 |
7 |
MEC |
9 553 |
833 |
521 |
1 109 |
12 016 |
8 |
Media Instinct |
5 457 |
675 |
895 |
1 678 |
8 705 |
9 |
MediaVest |
7 639 |
237 |
101 |
586 |
8 564 |
10 |
Carat |
6 137 |
463 |
428 |
800 |
7 828 |
11 |
Mindshare |
5 074 |
553 |
463 |
1 312 |
7 402 |
12 |
MediaCom/MC2 |
4 029 |
1 158 |
270 |
722 |
6 180 |
13 |
Аллен Медиа |
2 837 |
744 |
957 |
779 |
5 316 |
14 |
Dentsu-Smart |
3 884 |
314 |
560 |
321 |
5 079 |
15 |
Maxus |
4 109 |
332 |
213 |
379 |
5 033 |
16 |
UM |
3 217 |
416 |
226 |
446 |
4 304 |
17 |
Ad O'clock |
3 781 |
96 |
42 |
107 |
4 026 |
18 |
OMD Media Direction |
2 229 |
312 |
315 |
1 006 |
3 863 |
19 |
OMD AMS |
2 702 |
131 |
114 |
883 |
3 830 |
20 |
PHD |
2 222 |
464 |
224 |
612 |
3 523 |
21 |
LBL |
1 463 |
482 |
194 |
387 |
2 525 |
22 |
Strong |
1 459 |
295 |
425 |
56 |
2 235 |
23 |
Mediaplan |
1 318 |
474 |
47 |
269 |
2 108 |
24 |
Starlink |
1 247 |
243 |
139 |
353 |
1 982 |
25 |
Максима |
481 |
137 |
143 |
1 082 |
1 843 |
26 |
Arena |
1 082 |
220 |
185 |
248 |
1 736 |
27 |
Sorec Media** |
813 |
92 |
469 |
310 |
1 684 |
28 |
Иммедиа КГ |
852 |
195 |
104 |
269 |
1 429 |
29 |
Medialect |
262 |
177 |
26 |
953 |
1 417 |
30 |
Strategist |
249 |
852 |
136 |
135 |
1 371 |
31 |
Media First |
940 |
127 |
150 |
118 |
1 334 |
32 |
FCB Media |
585 |
226 |
206 |
264 |
1 282 |
33 |
Hidalgo |
476 |
173 |
351 |
67 |
1 066 |
34 |
Аудио-Арт |
471 |
84 |
227 |
208 |
990 |
35 |
MediaSelection |
0 |
0 |
0 |
980 |
980 |
36 |
ACG КГ |
632 |
43 |
32 |
233 |
940 |
37 |
Total View |
73 |
114 |
309 |
422 |
919 |
38 |
MediaNet |
351 |
113 |
120 |
311 |
894 |
39 |
Prior |
473 |
100 |
113 |
144 |
831 |
40 |
МУВИ |
610 |
23 |
10 |
152 |
795 |
41 |
Media Partner |
0 |
13 |
0 |
680 |
693 |
42 |
ArtCom |
558 |
64 |
19 |
41 |
682 |
43 |
Бета |
478 |
0 |
79 |
58 |
615 |
44 |
Mliner |
219 |
27 |
78 |
224 |
548 |
45 |
Дельтаплан |
278 |
1 |
52 |
213 |
543 |
46 |
Новые решения |
102 |
0 |
418 |
18 |
537 |
47 |
NG |
338 |
30 |
40 |
113 |
522 |
48 |
Aviator |
380 |
6 |
92 |
3 |
481 |
49 |
Easy Media |
273 |
14 |
50 |
114 |
451 |
50 |
MediaStorm |
0 |
33 |
51 |
362 |
446 |
51 |
Made |
337 |
13 |
38 |
9 |
398 |
52 |
Sigma Media |
310 |
10 |
9 |
6 |
335 |
53 |
Union Media Service |
294 |
20 |
0 |
5 |
319 |
54 |
Соус** |
236 |
5 |
1 |
64 |
306 |
55 |
FD Media |
205 |
2 |
2 |
8 |
217 |
56 |
Игроник |
0 |
0 |
0 |
184 |
184 |
57 |
Таргет-медиа КГ |
81 |
17 |
27 |
21 |
146 |
58 |
Вайтэл |
127 |
3 |
6 |
5 |
141 |
59 |
TT Media |
8 |
63 |
26 |
19 |
117 |
60 |
Megart |
0 |
19 |
4 |
36 |
60 |
* До 2012 года агентство носило название MPG
** В прошлом году агентства Sorec Media и "Соус" оценивались консолидированно
Агентство отказалось предоставлять данные для оценки. Расчет произведен на основе собственной информации Adindex (клиентские листы в динамике 2011-2012), а также на данных сейлз-хаусов и открытых источниках. Оценка приводится справочно и не может служить обоснованием при формировании тендерного пула.
КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ РЕКЛАМНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ
|
|
|
Оборот 2012, млн руб |
|
Агентства |
Группа |
|||
1 |
VivaKi Россия |
Starcom |
15 506 |
38 205 |
|
|
ZenithOptimedia |
12 153 |
|
|
|
MediaVest |
8 564 |
|
|
|
Starlink |
1 982 |
|
2 |
Havas Russia |
MPG |
15 017 |
33 251 |
|
|
Arena |
1 736 |
|
|
АДВ-IPG |
Initiative |
12 140 |
|
|
|
UM |
4 358 |
|
3 |
Group M |
MEC |
12 016 |
30 630 |
|
|
Mindshare |
7 402 |
|
|
|
MediaCom/MC2 |
6 180 |
|
|
|
Maxus |
5 033 |
|
4 |
Optimum Media OMD Group |
OMD Optimum Media |
17 942 |
26 810 |
|
|
OMD AMS |
3 830 |
|
|
|
Mediaplan |
2 108 |
|
|
|
Sorec Media |
1 684 |
|
|
|
Movie |
795 |
|
|
|
Easy Media |
451 |
|
5 |
Aegis Media/OKS |
Vizeum |
12 870 |
25 272 |
|
|
Carat |
7 828 |
|
|
|
Ad o'clock |
4 026 |
|
|
|
Mliner* |
548 |
|
6 |
OMD MD | PHD Group |
Media Instinct |
8 705 |
16 091 |
|
|
OMD Media Direction |
3 863 |
|
|
|
PHD |
3 523 |
|
7 |
Media Arts Group |
FCB Media |
1 282 |
2 653 |
|
|
Strategist |
1 371 |
|
8 |
Gram |
Medialect |
1 417 |
1 477 |
|
|
Megart |
60 |
|
9 |
TWIGA |
Media First |
1 334 |
1 451 |
|
|
TT Media |
117 |
|
10 |
RAIN Group |
Prior |
831 |
1 311 |
|
|
Aviator |
481 |
|
11 |
Hidalgo/Игроник Баинговый синдикат |
Hidalgo |
1 066 |
1 251 |
|
|
Игроник |
184 |
|
*В 2012 году агентство стало баинговым партнером Aegis Media
Источник: AdIndex