Рейтинг российских агентств по объему медиазакупок в 2012 году

По итогам 2012 года, на рынке профессиональных покупателей рекламы вновь сменился лидер, свидетельствует подготовленный отраслевым изданием AdIndex специально для “Ъ” очередной рейтинг медиаагентств

Первое место c оборотом 17,9 млрд руб. теперь занимает агентство OMD Optimum Media, в прошлом году консолидировавшее у себя весь рекламный бюджет PepsiCo, включая поглощенный ранее «Вимм-Билль-Данн».

“Ъ” в десятый раз публикует  рейтинг крупнейших российских агентств по объему закупок рекламы. Изначально это был совместный проект “Ъ” и журнала «Индустрия рекламы», с 2009 года, после того как «Индустрия рекламы» была закрыта, рейтинг для “Ъ” готовит отраслевое издание AdIndex.

В первом рейтинге по итогам 2003 года были ранжированы 30 компаний с общим оборотом в пересчете на рубли (тогда все бюджеты приводились в долларах) почти 45 млрд руб. с НДС. На этот раз в рейтинге присутствует уже 60 агентств, вместе они в прошлом году закупили рекламы на 207,4 млрд руб. Объем всего отечественного рекламного рынка (вместе с теми медиа, затраты на которые в рейтинге не учитываются) по итогам 2003 года Ассоциация коммуникационных агентств России оценивала в рублевом исчислении в 80,7 млрд руб. также с НДС, по итогам 2012 года — уже в 351,4 млрд руб.

Десять  лет назад первое место c оборотом более 3,8 млрд руб. занимало агентство Starcom. Оно же оставалось лидером рейтинга на протяжении шести лет. В первую очередь потому, что ключевым клиентом Starcom является крупнейший в стране рекламодатель — корпорация Procter & Gamble (P&G). Однако по итогам 2009 года первое место с оборотом 11,1 млрд руб. заняло уже агентство ZenithOptimedia. И эта смена также имеет простое объяснение: к этому времени агентство, с 2006 года обслуживающее Nestle, консолидировало и все рекламные бюджеты L’Oreal. Два крупных рекламодателя объединили свои закупки (Nestle является совладельцем L’Oreal), и их совокупный бюджет превысил рекламные затраты P&G. По итогам 2009 года альянс L’Oreal-Nestle потратил на рекламу, по оценке AdIndex, почти 9,4 млрд руб., P&G — только 5,6 млрд руб. Благодаря альянсу ZenithOptimedia оставалось лидером рейтинга и по итогам 2010 года.

В предыдущем рейтинге по итогам 2011 года на первое место  с оборотом 14,1 млрд руб. вышло уже агентство Havas Media (ранее называлось MPG). Дело в том, что в том году L’Oreal и Nestle снизили свою рекламную активность, тогда как ключевые клиенты Havas Media — Reckitt Benckiser, LVMH, Hyundai и Kia Motors, наоборот, ее увеличили. Кроме того, тогда агентство стало работать с двумя новыми крупными клиентами — Heineken и входящей в первую десятку рекламодателей Danone. Мало того, Danone консолидировала в Havas Media еще и бюджет «Юнимилка», с которым объединила в СНГ свой бизнес.

По итогам 2012 года рейтинг возглавляет уже OMD Optimum Media с 17,9 млрд руб. Этот взлет также обусловлен крупным клиентским переходом. Одним из ключевых клиентов агентства уже несколько лет является американская PepsiCo. В 2011 году она завершила покупку российского «Вимм-Билль-Данна» и объединила их закупки рекламы, став по итогам прошлого года уже четвертым по величине рекламодателем с бюджетом 5,8 млрд руб. (см. “Ъ” от 20 мая). Бюджет «Вимм-Билль-Данна», который исторически всегда был больше, чем у PepsiCo, из агентства Maxus перешел в OMD Optimum Media. Кроме того, до 2012 года закупками рекламы для Frito Lay, одного из подразделений PepsiCo, занималось агентство OMD Media Direction, которое, хотя и является, как и OMD Optimum Media, частью американского коммуникационного холдинга Omnicom, в России входит в другую рекламную группу. С прошлого года закупки рекламы для Frito Lay также перешли в OMD Optimum Media.

Примечательно, что PepsiCo, обеспечившая своему агентству первое место в рейтинге, в прошлом году оказалась одним из самых проблемных клиентов. В конце 2011 года американская корпорация отзывала с телеканалов свои бюджеты, чем осложнило агентству заключение сделок с телевизионными сейлз-хаусами на 2012 год. Крупнейший продавец телерекламы — группа «Видео Интернешнл» в феврале прошлого года признавалась, что на тот момент так и не договорилась с PepsiCo. «Сначала мы урегулировали все вопросы, связанные с сокращением клиентом бюджета в четвертом квартале 2011 года, и из-за этого несколько позже начали переговорный процесс по 2012 году»,— объясняет управляющий директор OMD Optimum Media Станислав Лазарев.

КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ МЕДИААГЕНТСТВА В 2012 ГОДУ ПО ОБЪЕМУ ЗАКУПОК РЕКЛАМЫ

Агентство

ТВ

Пресса

Радио

ООН

Total

1

OMD Optimum Media 

14 543

672

814

1 912

17 942 

2

Starcom

13 175

1 011

308

1 011

15 506 

3

Havas Media*

13 422

1 073

196

325

15 017 

4

Vizeum

10 923

532

342

1 072

12 870 

5

ZenithOptimedia

10 686

620

120

726

12 153 

6

Initiative

11 049

377

270

447

12 140 

7

MEC

9 553

833

521

1 109

12 016 

8

Media Instinct

5 457

675

895

1 678

8 705 

9

MediaVest 

7 639

237

101

586

8 564 

10

Carat

6 137

463

428

800

7 828 

11

Mindshare

5 074

553

463

1 312

7 402 

12

MediaCom/MC2

4 029

1 158

270

722

6 180 

13

Аллен Медиа

2 837

744

957

779

5 316 

14

Dentsu-Smart

3 884

314

560

321

5 079 

15

Maxus

4 109

332

213

379

5 033 

16

UM

3 217

416

226

446

4 304 

17

Ad O'clock

3 781

96

42

107

4 026 

18

OMD Media Direction

2 229

312

315

1 006

3 863 

19

OMD AMS

2 702

131

114

883

3 830 

20

PHD

2 222

464

224

612

3 523 

21

LBL

1 463

482

194

387

2 525 

22

Strong

1 459

295

425

56

2 235 

23

Mediaplan

1 318

474

47

269

2 108 

24

Starlink

1 247

243

139

353

1 982 

25

Максима

481

137

143

1 082

1 843 

26

Arena

1 082

220

185

248

1 736 

27

Sorec Media**

813

92

469

310

1 684 

28

Иммедиа КГ

852

195

104

269

1 429 

29

Medialect

262

177

26

953

1 417 

30

Strategist

249

852

136

135

1 371 

31

Media First

940

127

150

118

1 334 

32

FCB Media

585

226

206

264

1 282 

33

Hidalgo

476

173

351

67

1 066 

34

Аудио-Арт

471

84

227

208

990 

35

MediaSelection

0

0

0

980

980 

36

ACG КГ

632

43

32

233

940 

37

Total View

73

114

309

422

919 

38

MediaNet

351

113

120

311

894 

39

Prior

473

100

113

144

831 

40

МУВИ

610

23

10

152

795 

41

Media Partner

0

13

0

680

693 

42

ArtCom

558

64

19

41

682 

43

Бета

478

0

79

58

615 

44

Mliner

219

27

78

224

548 

45

Дельтаплан

278

1

52

213

543 

46

Новые решения

102

0

418

18

537 

47

NG

338

30

40

113

522 

48

Aviator

380

6

92

3

481 

49

Easy Media

273

14

50

114

451 

50

MediaStorm

0

33

51

362

446 

51

Made

337

13

38

9

398 

52

Sigma Media

310

10

9

6

335 

53

Union Media Service

294

20

0

5

319 

54

Соус**

236

5

1

64

306 

55

FD Media

205

2

2

8

217 

56

Игроник

0

0

0

184

184 

57

Таргет-медиа КГ

81

17

27

21

146 

58

Вайтэл

127

3

6

5

141 

59

TT Media

8

63

26

19

117 

60

Megart

0

19

4

36

60 

* До 2012 года агентство носило название MPG

** В прошлом году агентства Sorec Media и "Соус" оценивались консолидированно

Агентство отказалось предоставлять данные для оценки. Расчет произведен на основе собственной информации Adindex (клиентские листы в динамике 2011-2012), а также на данных сейлз-хаусов и открытых источниках. Оценка приводится справочно и не может служить обоснованием при формировании тендерного пула.

КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ РЕКЛАМНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ


Место


Группа


Агентство

Оборот 2012, млн руб

Агентства

Группа

1

VivaKi Россия

Starcom

15 506 

38 205 

 

 

ZenithOptimedia

12 153 

 

 

 

MediaVest 

8 564 

 

 

 

Starlink

1 982 

 

2

Havas Russia

MPG

15 017 

33 251 

 

 

Arena

1 736 

 

 

АДВ-IPG

Initiative  

12 140 

 

 

 

UM

4 358 

 

3

Group M

MEC

12 016 

30 630 

 

 

Mindshare

7 402 

 

 

 

MediaCom/MC2

6 180 

 

 

 

Maxus

5 033 

 

4

Optimum Media OMD Group

OMD Optimum Media 

17 942 

26 810 

 

 

OMD AMS

3 830 

 

 

 

Mediaplan

2 108 

 

 

 

Sorec Media

1 684 

 

 

 

Movie

795 

 

 

 

Easy Media

451 

 

5

Aegis Media/OKS

Vizeum

12 870 

25 272 

 

 

Carat

7 828 

 

 

 

Ad o'clock

4 026 

 

 

 

Mliner*

548 

 

6

OMD MD | PHD Group

Media Instinct

8 705 

16 091 

 

 

OMD Media Direction

3 863 

 

 

 

PHD

3 523 

 

7

Media Arts Group

FCB Media

1 282 

2 653 

 

 

Strategist

1 371 

 

8

Gram

Medialect

1 417 

1 477 

 

 

Megart

60 

 

9

TWIGA

Media First

1 334 

1 451 

 

 

TT Media

117 

 

10

RAIN Group

Prior

831 

1 311 

 

 

Aviator

481 

 

11

Hidalgo/Игроник Баинговый синдикат

Hidalgo

1 066 

1 251 

 

 

Игроник

184 

 

*В 2012 году агентство стало баинговым партнером Aegis Media

Источник: AdIndex