«Очень часто приходится слышать постулат, что пресса очень дешёвый товар, и постоянно растущие издержки не позволяют зарабатывать на нём. Наметившаяся тенденция последних лет – смещение предпочтений покупателей в сторону максимально дешёвых изданий – добавляет проблем дистрибуции. Наше очередное статистическое исследование показывает наличие возможности для повышения розничных цен», – обратился Сергей Гаврилов к аудитории.
На приведённом графике показано процентное изменение ключевых показателей, влияющих на формирование розничной цены. За начальную точку принят первый квартал 2009 года с отправным показателем 100%. Мы рассмотрим изменения, произошедшие за IV квартал 2012 года и I квартал 2013 года.
За прошедшие полгода выросли в большей или меньшей степени практически все приведённые показатели. Неизменными остались тарифы на железнодорожные перевозки, что позволяет не менять цены в программе АРПИ «Сибирь» «Единая цена». «Мы не меняем тарифы для восточных филиалов, – пояснил Сергей Гаврилов, – но при этом мы вынуждены менять стоимость перевозки для близлежащих городов, потому что растёт цена на бензин».
За шесть месяцев уменьшились два важных показателя – стоимость офсетной бумаги и среднемесячная заработная плата. Уменьшение первого показателя сыграло на руку издателям. Падение среднемесячной заработной платы до уровня 145% на первый взгляд не вселяет оптимизма. Однако на графике видно, что, несмотря на это снижение, у розничной цены на прессу, при её показателе в 120%, есть запас для увеличения. Одновременно вырос другой показатель дохода населения – среднемесячная пенсия достигла отметки 198%. Учитывая, что основной покупатель прессы женщина в возрасте от 55 лет и старше, потенциал для роста розничной цены существенный, ведь доходы у этой категории населения растут.
Что произошло с прессой за полгода? С 2011 года розничные цены на прессу практически не менялись, в то время как закупочные цены росли быстрее, чем розничные. В I квартале 2013 года процент роста розничных цен наконец-то сравнялся с аналогичным процентом цен закупочных и, скорее всего, увеличение продолжится. Тем более что увеличивать есть куда. Вслед за ростом доходов населения за полгода повысились цены на рынке FMCG (товар импульсного спроса, без которого человек может обойтись). На некоторые товары этой группы рост цен превысил 10%, в то время как цены на прессу увеличились всего на 4%.
На основе представленного анализа рынка можно сделать главный вывод – необходимо повышать розничную цену на прессу, и для этого есть возможность в виде опережающего роста доходов населения – заработной платы и пенсии – чем уже воспользовались наши коллеги по рынку FMCG.
Пресс-служба АРПИ «Сибирь»