Как балласт сбрасываются региональные газеты Berliner Morgenpost и Hamburger Abendblatt. Наряду с Hоrzu в журнальном списке продаж представлено множество еженедельных публикаций, не говоря уже о рекламных изданиях. Все это скопом намерена перекупить за 920 млн. евро базирующаяся в Эссене издательская группа «Функе». Принципиальная договоренность между двумя медиаконцернами достигнута. Сделка должна вступить в силу с 1 января 2014 года. А пока ее участники ждут согласия на нее федерального антимонопольного ведомства.
За собой концерн оставляет только газету Welt и массовую Bild. Вдова его основателя Фрида Шпрингер, контролирующая 70% акций, заявила, что эти базовые печатные издания неприкосновенны. Им гарантированы необходимые инвестиции. Вдова дружна с Ангелой Меркель. Так что канцлерин обеспечена поддержка шпрингеровской прессы в избирательной кампании. Это важно. Как известно, политика, не устраивающего концерн, могут преследовать крупные неприятности. О чем убедительно говорит судьба бывшего бундеспрезидента Кристиана Вульфа, вынужденного уйти в отставку в итоге шквальной критики, развязанной поначалу газетами Шпрингера.
В данном случае основные беды накатываются на журналистов продаваемых изданий. Как сообщила представительница концерна, в составе газетных и журнальных редакций, передаваемых группе «Функе», насчитывается 900 сотрудников. Или иначе 6% шпрингеровского персонала. Не считая работников ряда французских журналов, от которых немецкий концерн-собственник избавляется тоже. Это вызывает большое беспокойство Немецкого объединения журналистов и его председателя Михаэля Конкена за рабочие места в соответствующих газетах и журналах.
Мотивируя линию шпрингеровской медиагруппы, ее глава Матиас Допнер считает, что в печатной отрасли выжить сейчас способны «только крупные группы и единицы». Поэтому одни издательства продают, другие прикупают титулы. Однако такие перестроения стратегии быстрого эффекта не дают. То же и экономия за счет сведения нескольких редакций в одну сокращенную, но снабжающую материалами одновременно несколько газет. Заодно нередко без прибавки к зарплате увеличивают нагрузку на журналистов в виде дополнительных функций. По-видимому, одна концентрация изданий тоже не спасает.
Группа «Функе», к примеру, владеет тремя газетами с 700-тысячным тиражом в Руре, изданиями в Австрии и Венгрии. А после приобретений у Шпрингера открывается реальная перспектива превращения в мощный европейский медиаконцерн. Но и она выстраивает бизнес в сетевых СМИ. Так, отвечая на вопрос, умно ли в мире цифровой техники приобретать печатные издания, руководство группы заявляет: «Мы верим в печатное дело, но в тесной связи с электроникой».
Тенденция очевидна. Если в 2007 году газеты и журналы обеспечивали концерну Шпрингера почти 73% оборота, то в прошлом – не более 48%. По линии же Интернета налицо динамичный рост: 8,1% в 2007 году, а в 2012-м – более 35%. По расчетам, этот бизнес должен принести в 2014 году преобладающую часть дохода. Чистая журналистика, событийная информация при этом теряют вес. Так, в прошлом году концерн обеспечил 2/3 оборота и заработал около 787 млн. евро в электронной сфере за счет нежурналистских продуктов.
В реестре немецкой прессы уже нет многих известных газет, павших жертвами кризиса или электронных СМИ. Остающиеся ограничивают пользование своими интернет-изданиями, вводя плату за открытие наиболее интересных и актуальных тем. Недавно частичный Paywall ввела даже массовая шпрингеровская Bild. Но сторонники таких мер пока не могут сказать, облегчат ли они ситуацию печатной прессы.
Евгений Григорьев
Источник: Независимая газета