В нашей стране они стали использоваться значительно позднее. В 1848 г. первый уличный почтовый ящик был установлен в Санкт-Петербурге. Его образец хранится в Центральном музее связи имени А. С. Попова.
По одной из версий подобие почтового ящика появилось в 1500 г., когда корабли экспедиции португальца Бартоломеу Диаша потерпели крушение у берегов Южной Африки. Перед отплытием на родину один офицер описал случившееся, поместил бумагу в башмак и повесил его на дерево. Вскоре письмо было найдено, а на этом месте воздвигли часовню. В построенном около неё поселении башмак еще долго служил местным жителям почтовым ящиком.
В начале XVI века во Флоренции были установлены «тамбуры» - деревянные почтовые ящики с узкой щелью сверху, в которую можно было незаметно опустить письмо с обвинениями против врагов государства.
В 1653 г. в Париже была основана городская почта, один из учредителей которой, граф Ренуар де Вилайе, изобрёл почтовый ящик.
В Австрии почтальон носил почтовый ящик с собой на ремне. В Германии ящики были больших размеров, с изящной отделкой и резьбой по дереву.
В Великобритании функционировали ящики экспресс-почты. Отправитель опускал в него письмо и монету и нажимал на специальный рычаг. В ближайшее почтовое отделение поступал сигнал о новом письме, за которым тут же отправляли курьера.
В середине ХIХ века почтовое ведомство США начало устанавливать почтовые ящики для сбора корреспонденции на фонарных столбах у почтовых отделений и на перекрёстках в крупных городах. В конце 30-х годов ХХ века в конструкции ящика произошли изменения, связанные с появлением автомобиля, - был добавлен специальный жёлоб или патрубок, дающий возможность подъехать к стоящему у края тротуара почтовому ящику и опустить письмо не выходя из машины.
В Россию первые почтовые ящики пришли в 1848 году. Тогда были введены в обращение штемпельные конверты, которые можно было отправить в любой город империи. Стоимость пересылки конверта входила в его цену. Для круглосуточной подачи писем в таких конвертах у почтовых контор были выставлены уличные почтовые ящики. В 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с дверцей в его дне, которая открывалась механически. Эта конструкция используется и сегодня.
В 1928 году на московских трамваях было установлено 200 почтовых ящиков, куда жители города могли опускать корреспонденцию. Во время остановки трамвая недалеко от главпочтамта сотрудники почтовой службы забирали письма из ящиков.
В середине 60-х годов прошлого столетия в СССР насчитывалось около полумиллиона почтовых ящиков.
В нашей стране почтовыми ящиками принято также называть соответствующие устройства на дверях домов и квартир, в которые почтальоны доставляют письма, извещения и подписные издания. Точное профессиональное название этих конструкций – абонентские ящика, а если в подъезде дома установлено сооружение из нескольких почтовых ячеек с написанными на них номерами квартир, то всё это называется абонентский почтовый шкаф.
В настоящее время в России насчитывается более 50 млн. абонентских ящиков. Главные проблемы этих устройств: разломанность и отсутствие надёжных запирательных устройств, приводящее к масштабному воровству подписных изданий.
Плохое состояние домашних почтовых ящиков является одной из причин падения объёмов подписки на газеты и журналы в России, дискредитации самого института подписки и увеличения количества претензий к Почте России.
Последнее, то есть нарекания в адрес Почты, совершенно безосновательно, так как все 50 млн. почтовых ящиков являются собственностью ЖКХ или отдельных граждан.
Тем не менее, несмотря на запутанность этой сферы услуг, почтовый ящик как изобретение цивилизации является важным элементом коммуникации.
Добавим к этому, что и в интернете электронная корреспонденция поступает в персональный почтовый ящик.
Как бы там ни было, поздравляем всех нас и почтовиков со славной датой – Днём рождения почтового ящика. Пожелаем ему освободиться от проблем и «болезней» и совершенствоваться как на улицах и в наших домах, так и в интернете.
Пресс-служба АРПП