У газетной бумаги не осталось шансов на рекламу

Газета частных объявлений «Реклама-Шанс» с 16 августа прекращает свое материальное существование. Печатная версия знаменитой газеты выходить перестанет, но сайт «Рекламы-Шанс» в Интернете будет развиваться. В каком-то смысле это завершение целой эпохи для печатных СМИ и рекламного рынка Санкт-Петербурга. В первой половине 90-х издательский дом "Шанс" был самым успешным медиапроектом в городе. О том, почему печатный вариант некогда гиганта рекламного рынка не пережил свой 22-й день рождения и надо ли воспринимать эту новость с печалью, «Фонтанке» рассказали люди, создававшие и развивавшие газету «Реклама-Шанс» в разные годы.

Эдуард Райкин, собственник газеты «Реклама-Шанс», который начинал бизнес-карьеру в "Шансе" и приобрел издание в 2012 году и принял решение отказаться от печатной версии, в исчезновении бумажной «Рекламы-Шанс» не видит никакой трагедии.

«Эпоха «Рекламы-Шанс» не завершена, просто печатного издания, к сожалению, больше не будет, - говорит Эдуард Райкин. - Это логичный переход на новые технологии, продолжение истории, а не ее завершение. У сайта «Рекламы-Шанс» будут свои ноу-хау, какие – пока говорить рано. Я надеялся, что газета выживет, но рынок отреагировал по-другому». Эдуард Райкин отметил, что газета была убыточной, но о масштабах убытков говорить не стал.

«Не думаю, что прекращение выхода бумажной версии «Рекламы-Шанс» знаменует закат печатных СМИ, - говорит Райкин. – Но в данном сегменте я не вижу развития именно бумажной газеты. Очевидные плюсы сайта – широта охвата: у электронных СМИ границ нет. А новые задачи требуют новой команды».

Председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко, один из «отцов-основателей» «Рекламы-Шанс», бывший с 1992-го по 1998 год генеральным директором издательского дома «Шанс», отметил, что большее удовольствие ему доставило бы прокомментировать выход газеты на международный рынок, «например открытие филиала в Австралии».

«Думаю, что ни для кого из тех, кто работал в газете «Реклама-Шанс», закрытие печатной версии не является поводом для радости, - отметил Константин Сухенко. – Это огромный кусок моей жизни, целая эпоха сейчас заканчивается. Но, с другой стороны, это значит, что прежние технологии рекламы и информации уходят в прошлое, ничего страшного в этом нет. Ни рекламный, ни газетный рынок сегодня не будет болезненно переживать исчезновение печатной версии «Рекламы-Шанс». Люди, которые создавали эту газету, не пропали, жизнь продолжается».

Люди действительно не пропали. Один из создателей газеты «Реклама-Шанс», Игорь Гойхберг, сегодня – первый заместитель генерального директора ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» и председатель совета директоров ОАО «ТНТ-Телесеть». Нынешний руководитель департамента Министерства обороны РФ Дмитрий Куракин работал в риелторской компании "Центр недвижимости «Шанс»", который принадлежал издательскому дому «Шанс». Министр имущественных отношений Московской области Александр Чупраков был директором инвестиционно-строительного департамента ООО «Центр недвижимости «Шанс». Генеральный директор информационно-издательского центра «Недвижимость Петербурга» Вячеслав Эскин до 1998 года работал в издательском доме «Шанс». Начинал карьеру в газете «Реклама-Шанс» создатель проектов «Недвижимость Петербурга», «Пятое колесо» и газеты «Северный город» Максим Кузахметов.

Впрочем, как отмечает депутат, знаменитыми и успешными людьми стали далеко не все из тех, кто прошел «кузницу кадров» «Шанса».

«Когда говорят о газете «Реклама-Шанс», часто думают, что ее делали несколько десятков журналистов, - говорит Константин Сухенко. - Но через коллектив газеты прошло свыше тысячи человек. Учитывая, что все они были молоды и активны, неудивительно, что человек 10 - 15 в итоге сделали неплохую карьеру». Но эти «звездные» полтора десятка человек оказались выходцами из «Рекламы-Шанс» не только потому, что выборка оказалась велика. «Это было такое время, когда люди, которым было 20 - 25 лет, сразу получали доступ к достаточно серьезным проектам и большую ответственность, - говорит депутат. - Это делало людей взрослее, решительнее».

Успех газеты «Реклама-Шанс», которая за 20 лет разместила на своих страницах порядка 30 миллионов объявлений, Константин Сухенко объясняет просто: «Мы оказались в правильное время в правильном месте и что-то делали правильно».

Как отмечает глава бюджетно-финансового комитета, именно создатели газеты «Реклама-Шанс» одними из первых начали заниматься рекламой в Интернете и новыми технологиями, в том числе лазерными. «Мы первыми спроецировали на фасад Гостиного двора лазерное изображение нашего логотипа, - говорит Сухенко. - Мы поддерживали ученых, которые занимались лазерными исследованиями. Но, наверное, мы упустили что-то. Возможно, надо было создать информационный сайт типа «Сландо» (сайт бесплатных частных объявлений. – Прим. ред.)». Причин, по которым газета утратила свое «правильное место», по мнению Константина Сухенко, было несколько.

«Я 7 лет жил этой газетой, и ничего в моей жизни не было, кроме этой газеты, - говорит петербургский депутат. - Это было одно из первых рекламных изданий, которое аккумулировало в себе львиную долю рекламного рынка. Но мы все-таки были локализованы в рамках региона. Мы не имели достаточных ресурсов - финансовых, организационных, административных, - чтобы стать изданием федерального масштаба при всей успешности проекта. Предложение найти крупного инвестора для выхода на федеральный уровень учредители газеты не поддержали».

Как отмечает директор компании «Стрит ТВ» ( размещающей светодиодные мониторы на газетных киосках) Олег Караванец, бывший в начале 2000-х редактором газеты «Реклама-Шанс», успешная газета стала результатом удачного стечения обстоятельств. Одним из них оказалось полное отсутствие конкурентов. Кроме того, «Реклама-Шанс» - газета в формате «классифайд», где объявления были структурированы по темам, - сочетала в себе еще три важных элемента: текстовую рекламу, модульную рекламу и потребительскую информацию.

«Главная ошибка, которая была совершена руководством газеты, – недостаточно качественная работа с персоналом, занимавшимся сбором рекламы, - говорит Олег Караванец. – Грубо говоря, вовремя не повысили зарплату менеджерам. Качественный кадровый состав «Рекламы-Шанс» собирался 10 - 15 лет и был профукан в течение полугода после продажи газеты Борисом Ивановым и Сергеем Грачевым. Людей надо было удерживать всеми силами. Это раньше реклама шла самотеком, а в последние годы рекламодатель стал более искушенным, и все держалось на связях менеджера и рекламодателя. Этот личностный фактор - специфика рынка рекламы в Петербурге».

Перетекание рекламы из печатных СМИ в Интернет, по мнению Олега Караванца, сделало этот рынок менее цивилизованным: не все рекламодатели, покинув газеты, дошли до всемирной паутины. Некоторые обанкротились, другие перешли на менее затратные рекламные технологии, такие, как раздача листовок или использование «людей-бутербродов» около метро.

То, что бывший флагман издательского дела в Петербурге оказался «нетранспортабельным», когда возникла идея выхода на федеральный рынок, по мнению Караванца, стало результатом управленческих недоработок. «Не хватало кадрового менеджмента, который можно было бы отправлять в долгие творческие командировки для выхода на Москву, - говорит Олег Караванец. - И после этого все попытки петербургских издательств «высадиться» на московском рынке терпели неудачу, а такие попытки в последние 5 лет предпринимали «Бюллетень недвижимости», «Деловой Петербург», «Северный город». В начале 90-х можно было это сделать. Но в то время казалось, что жизнь будет более насыщенной в Петербурге, и руководство «Рекламы-Шанс» ограничилось попытками выхода на Псков и Великий Новгород».

Венера Галева

Источник: Фонтанка.ру