Рекомендации по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Рекомендации по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации (далее — Рекомендации) подготовлены по итогам обсуждений, прошедших в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с участием представителей отраслевых общественных организаций, ведущих издательских домов, распространителей периодических печатных изданий и печатной продукции, с учетом имеющегося опыта различных регионов в целях сохранения и развития системы информационного обеспечения населения, гарантирующей конституционные права граждан на свободный доступ к информации, а также улучшения инфраструктурной обеспеченности населения торговыми объектами розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции.
2. Рекомендации распространяются на деятельность всех предприятий розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции вне зависимости от их форм собственности.
3. Рекомендации могут быть использованы в том числе в качестве показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
II. Объекты розничной торговли периодическими печатными изданиями и иной печатной продукцией
4. Учитывая, что распространение периодических печатных изданий и иной печатной продукции является одной из форм реализации конституционного права граждан на получение информации, инструментом формирования единого информационного пространства, количество объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями и печатной продукцией (далее — киоски прессы) рекомендуется рассчитывать отдельно для каждого города (населенного пункта) из расчета: не менее 1 (одного) киоска прессы на 1500 человек в городе; не менее 1 (одного) киоска прессы на 2500 человек в районах области; не менее 1 (одного) киоска прессы на 4000 человек в населенных пунктах с населением менее 50 000 человек.
5. Площадь киоска прессы может достигать от 9 м2 до 18 м2 в зависимости от городских (местных) условий, спроса населения и экономической целесообразности.
Рекомендуемая оптимальная площадь киоска прессы — до 12 м2, площадь павильона прессы может составлять до 50 м2.
6. Вне зависимости от принадлежности киоски прессы, расположенные на территории одного города (населенного пункта), рекомендуется выполнять в едином стилистическом решении.
7. Рекомендуется, чтобы ассортимент киоска прессы состоял из не менее 60% печатной продукции, включая периодические печатные издания. Рекомендуется, чтобы доля иной продукции согласно ассортиментному перечню, утвержденному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, (в том числе канцелярских товаров, предметов мелкой галантереи, канцелярских принадлежностей, детских игрушек и сувенирной продукции) составляла не более 40%.
8. Киоск прессы может быть использован для предоставления рекламных услуг. Рекламные конструкции и рекламные объявления рекомендуется располагать на киоске прессы, не загораживая при этом их витрину, согласно правилам размещения рекламы, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
9. В непосредственной близости от киоска прессы возможна установка холодильного оборудования для реализации населению напитков и мороженого.
10. При установлении контрольно-кассовой техники в киосках прессы могут оказываться платные услуги населению, такие как прием коммунальных и других видов электронных платежей, оформление и выдача интернет-заказов и т.п.
III. Размещение объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями и иной печатной продукцией
11. Рекомендуется равномерное размещение киосков прессы в зоне жилой застройки, обеспечивающее шаговую доступность до объекта для большинства жителей района.
12. В районах жилой застройки киоски прессы рекомендуется размещать в непосредственной близости к торговым центрам, рынкам, административным зданиям, поликлиникам, культурно-досуговым центрам, на центральных улицах и площадях района.
13. В связи с тем, что спрос на периодические печатные издания является импульсивным, рекомендуется располагать киоски прессы помимо зон жилой застройки в местах с высоким пассажиропотоком: рядом с остановками общественного транспорта, на территории метрополитена, железнодорожных вокзалов и станций, вблизи станций метрополитена и транспортных узлов, в пешеходных зонах.
14. В зоне транспортных узлов (станций метрополитена, железнодорожных станций, вокзалов и т.п.) киоски прессы рекомендуется размещать в прямой видимости от выхода транспортного узла в направлении движения крупных пассажиропотоков.
IV. Предоставление объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями и иной печатной продукцией
15. Рекомендуется проводить открытые конкурсы или аукционы по выделенным местам для киосков прессы только под специализацию «печати» прежде всего среди предприятий, занимающихся данным видом деятельности. Под другие виды деятельности данные места рекомендуется отдавать только в случае отказа от них участников такого конкурса (аукциона).
16. Рекомендуется устанавливать льготные ставки на аренду киосков прессы, предусматривающие следующий ценовой диапазон:
не выше 30 рублей за м2 в месяц — в городах с населением 1 млн человек и выше;
не выше 20 рублей за м2 в месяц — в городах с населением от 100 тысяч человек до 1 млн человек;
не выше 5 рублей за м2 в месяц — в городах с населением до 100 тысяч человек и сельской местности.
17. Рекомендуется, чтобы срок разрешительной документации для установки киоска прессы составлял не менее 5 (пяти) лет с правом автоматической пролонгации в случае отсутствия претензий, нарушений.
При пролонгации договора аренды на действующий объект розничной торговли периодическими печатными изданиями и иной печатной продукцией рекомендуется не проводить повторное согласование по переоформлению мест.
При заключении договора аренды рекомендуется оговаривать случаи расторжения договора аренды по независящим от арендатора причинам (изменение градостроительной ситуации, дорожно-транспортные работы, прокладка коммуникаций и прочее). В таких случаях рекомендуется предоставлять компенсационные равноценные места.
18. Рекомендуемый срок подключения новых киосков прессы к электросетям — не более 1 (одного) месяца.
19. Рекомендуется не взимать плату за использование опор городского наружного освещения.
20. Согласование места размещения киосков прессы с сетями водо-, газоснабжения и экологическими службами рекомендуется осуществлять муниципалитету в течение месяца.
21. Рекомендуется установить параметры территории благоустройства киоска прессы, в том числе обеспечение уборки территории, включая вывоз мусора, в размере 2 (двух) метров от каждой его стороны за исключением случаев прилегания киосков прессы к зданиям (заборам).
22. Рекомендуется предоставить автомобилям, доставляющим периодические печатные издания, а также иную печатную продукцию, разрешение для беспрепятственного проезда и разгрузки такой продукции к киоскам прессы. В случае если киоски прессы находятся в пешеходной зоне, а также в зоне ограниченного доступа, рекомендуется предусмотреть возможность беспрепятственного проезда для автомобилей, доставляющих прессу, в оговоренный период времени.
V. Подготовка отчета о количестве объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями и иной печатной продукцией в субъектах Российской Федерации
23. Отчет о количестве объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями и иной печатной продукцией в субъектах Российской Федерации (далее — отчет) ежегодно готовится Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в целях исследования уровня обеспеченности населения киосками прессы и динамики их численности.
24. В отчете дается анализ сравнительных показателей количества киосков прессы на душу населения по всем субъектам Российской Федерации.
25. В отчете используются данные мониторинга состояния киосков прессы, сведения о киосках прессы, представляемые Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими деятельность в сфере средств массовой информации, печати, издательской и полиграфической деятельности, а также аналитические разработки, отчетная и иная информация, представляемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными, отраслевыми организациями, союзами, ассоциациями, а также организациями средств массовой информации и другими организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере.
26. Отчет ежегодно направляется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, а также размещается на официальных сайтах Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сети «Интернет» (www.minsvyaz.ru) и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (www.fapmc.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».