Новость о перепродаже Washington Post еще более всколыхнула дискуссии в ФРГ о переживаемых метаморфозах немецкой печатной прессы. Глубину ее кризиса подчеркнуло решение крупнейшего издательства Шпрингера отказаться от дальнейшего выпуска ряда газет и журналов и сконцентрироваться на бизнесе в интернет-сфере. При этом события обретают политическое измерение, поскольку неотделимы от проблем свободы прессы и ее роли четвертой власти.
Кризис печатной периодики в Германии у всех на виду. В Берлине, Гамбурге и Мюнхене тираж газет упал почти наполовину. Ежедневных газет в стране продается на 5 млн. меньше, чем 10 лет назад. По сравнению с газетным списком 20-летней давности в нем не найти уже 50 названий. Даже такого солидного, как Financial Times Deutschland, хотя сама канцлерин Ангела Меркель высказывалась в его поддержку.
Некоторые газеты балансируют на грани банкротства. Некоторые, продолжая титул, фактически делаются другими редакциями. Сократился доход от рекламы: против 2006 года на 1,3 млрд. евро. Эти драматические сведения привел на днях изучавший ситуацию специалист журнала Spiegel Кордт Шниббен.
Основной причиной бедствия немецкие эксперты называют «агрессивный захват» информационного рынка интернет-средствами на новейших цифровых технологиях. Насколько известно, уже не менее 20% американцев потребляют новости главным образом через социальные сети, а среди молодежи 18–25 лет – даже 35%. К преимуществам относят то, что их юзер (потребитель) может быть активным участником виртуального действа: комментировать поступившие сведения, выражать поддержку, критиковать и т.д. (В Германии партии сейчас достаточно широко используют цифровые каналы в избирательной кампании.)
Однако, несмотря на кризис, хоронить газеты на родине первопечатника Иоганна Гутенберга было бы, на мой взгляд, преждевременно. Во-первых, эссенский медиахолдинг «Функе», приобретая печатные издания концерна Шпрингера, вроде бы пока не планирует их закрывать. Во-вторых, дает себя знать скептическое отношение к шпрингеровской переориентации на Digital Native – то есть неких «коренных жителей цифрового общества».
Солидная Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), имеющая большие традиции, явно не намеревается прекращать существование. Вчера в большой статье она иронически замечает, что ставка концерна Шпрингера на онлайновый гешефт не объясняет, «сколько процентов своего оборота Шпрингер хочет обеспечить не важно каким – привычным или цифровым, но журнализмом».
Определенные надежды на интернет-возможности печатная пресса, конечно, возлагает. В первую очередь на введение платы за чтение онлайновых изданий. В Германии ее требуют пока 46 из 332 газет. А в США сбалансировать потери в доходах путем Paid Content пытаются 450 из 1380 газет. Но в процентном отношении к аудитории Интернета это крайне скромно. К примеру, New York Times хотя и имеет 650 тыс. онлайновых подписчиков, но это не превышает даже 3% ее глобальных читателей.
Параллельно в Германии идет поиск путей, призванных обеспечить не только выживание, но и будущее печатной прессы. Речь идет об обновлении, повышении качества, новых каналах распространения, удешевлении производства. Ряд рецептов предлагает упомянутый выше Кордт Шниббен. В частности, он полагает, что в конкуренции с онлайновыми СМИ ежедневная газета может выжить, предлагая больше подноготных сведений, анализа, да и развлекательного. Газета – далее – должна захватывать читателя темами, мнениями, языком. Газете следует поучиться у цифровых СМИ, как приковывать к себе читателя, принимать его как критика, инспиратора, партнера по дискуссии, порой так же как аналитика и автора.
Оригинальный аргумент высказывает издатель FAZ Франк Ширмахер. С намеком на шпионский скандал он напоминает, что «газета – важнейший ответ на новые страхи, ведь она является единственным медийным средством, непригодным для слежки».
Евгений Григорьев
Источник: Независимая газета