— Почему вы решили выступить с этой идеей?
— Это обращение самих журналистов, поскольку сегодня крайне сложно осуществлять профессиональную деятельность: люди сталкиваются с препятствиями достаточно серьезными в виде правоохранительных органов, которые пытаются манипулировать этим.
— Вас журналисты попросили?
— Попросили или надоумили, можно разные применять эпитеты. Но в любом случае, общаясь с журналистским сообществом, мы поняли, что такая проблема существует. И как серьезный системный шаг борьбы с коррупцией эта мера была внесена.
— Как это будет работать? Предположим, журналисты получат этот статус, а дальше что?
— Дальше сотрудники правоохранительных органов не смогут возбуждать уголовные дела без санкций прокурора. Это не освобождает ни от какой ответственности журналистов, поскольку скептики начали говорить, что, дескать, вот, любой корочкой прикроется и будет безнаказан. Нет, обращаются в своем субъекте федерации к прокурору, в следственные органы. Если тот узреет состав преступления, дело будет возбуждаться. Если этого не произойдет, он будет понимать, что эти основания недостаточны, что зачастую и бывает, в возбуждении дела будет отказано. Процедура становится более прозрачная и поднадзорная.
Не так, что любой милиционер, нашедший дачу за городом, может возбудить дело против этого журналиста и убедить его отказаться от дальнейшей деятельности. Если говорить о том, что это какой-то матерый журналист действительно, который уже не одну собаку съел, на него сложно давить. А если это молодой, начинающий, не обладающий связями человек, то на него достаточно легко давить . И это помогает, с одной стороны, сделать процесс прозрачным. С другой стороны, я еще раз подчеркну, это не освобождает ни от какой ответственности.
— А как будут лишать неприкосновенности? Как эта процедура будет проходить?
— Это условная неприкосновенность. Здесь не будет демонстрации власти, как это происходило в Госдуме с лишением статуса. Достаточно просто, за какое-то преступление, не связанное с журналистскими расследованиями, грубо говоря, банальная уголовщина — обокрал квартиру, а сам числился где-то там в газете корреспондентом. Следственные органы выходят на него, готовят материалы, обращаются к прокурору, тот принимает решение о возбуждении дела. Вот и вся процедура.
— Как вы считаете, насколько вероятно, что одобрят эту инициативу?
— Слово в слово, может, и не одобрят, но идея попадает в цель. Тем более, что вопрос решается, обсуждается достаточно давно. Но у нас какая проблема в стране зачастую: много хороших идей обсуждаются, говорят: "мы рассуждаем, мы рассматриваем", но мало конкретных инициатив вносится законодательных. Если в этом отношении коллеги сочтут, что своевременно и корректно, то могут поддержать. Еще практика существует в Думе достаточно распространенная, когда поправками приводят в состояние некоего компромисса, когда устраивают все стороны. Я на это рассчитываю.
Источник: КоммерсантЪ FM