По итогам подписной кампании на второе полугодие 2013 года безусловным лидером, обеспечившим рост объемов подписных сумм в регионе на 15,6 %, стал УФПС Республики Ингушетия. Второй результат – у УФПС Чеченской республики (рост подписных сумм на 14%). Третий – у УФПС Республики Хакасия (12%).
Максимального роста подписных тиражей удалось добиться почтовикам Тульской области (рост тиражей на 9%). На втором месте – Ненецкий автономный округ (рост тиражей на 8,1%). Третьим тиражным рекордсменом стала Новосибирская область (рост на 5,4%).
Однако в целом по стране падение объемов почтовых подписных тиражей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 4,1 %, падение объемов подписных сумм – 0,1 %.
Характерной особенностью прошедшей подписной кампании стало ухудшение ситуации в регионах, традиционно считающихся самыми читающими. Это – Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Краснодарский край и Ростовская область. По абсолютным показателям, разовому подписному тиражу и совокупному объему подписных сумм, эти регионы по-прежнему лидируют, причем – в сильном отрыве от остальных. Но относительные показатели подписных лидеров оставляют желать лучшего.
Характерный пример – Республика Башкортостан. 5-6 лет назад республиканский УФПС неизменно становился лидером подписных кампаний по росту подписных тиражей и объемов подписных сумм. Плотность подписки в республике (количество подписок на 1000 жителей) колебалась в диапазоне от 500 до 600 экземпляров. Сегодня Башкортостан на втором месте по плотности подписки (438 экземпляров), лишь на 1 пункт уступая лидеру, Республике Северная Осетия (439 экземпляров). Помимо уменьшения плотности подписки, в республике в последние 2-3 года наблюдается снижение темпов роста подписных тиражей и подписных сумм. За последние 6 лет собираемый на второе подписное полугодие разовый тираж снизился с 2,1 млн. экземпляров до 1,78 млн. экземпляров. В подписную кампанию на 2013-2 регион продемонстрировал отрицательную динамику по подписным тиражам и объемам подписных сумм (относительно подписной кампании на второе полугодие 2012 года). Аналогичная картина в Татарстане, Краснодарском крае и Ростовской области.
В 2006-08 годы в подписке наблюдался рост тиражей и объемов подписных сумм. Но после экономического кризиса 2008 года началось постепенное ухудшение всех показателей рынка подписки. На подписку влияют негативные факторы, общие для всей медиаотрасли. Один из них – активное развитие интернета, ставшего сегодня основным каналом получения информации для молодежи. Но есть и «специфические» подписные проблемы. Среди них – низкое качество доставки при большей стоимости подписных изданий в сравнении с розничными.
Большинство экспертов медиарынка сходится в том, что выход подписной отрасли из кризиса невозможен без государственной поддержки печатной прессы. С 2008 года ФГУП «Почта России» получает дотации на частичное покрытие убытков от оказания услуг по доставке подписной прессы. Недостаточность этих дотаций стала причиной повышения почтовых тарифов на доставку подписных газет и журналов в подписную кампанию на второе полугодие 2013 года на 15%.
Результаты подписной кампании на второе полугодие 2013 года говорят о необходимости масштабной государственной поддержки подписки. Речь идет не только о дотировании доставки подписных изданий. В первую очередь, подписке необходима модернизация почтовой инфраструктуры, связанной с доставкой изданий подписчику. От готовности государства, в тесном взаимодействии со всеми участниками подписного рынка, провести эту модернизацию, зависит будущее подписки в России.
Пресс-служба АРПП