Подписка на газеты и журналы на 2 полугодие 2013 года

«Почта России» подвела окончательные итоги подписной кампании на второе полугодие 2013 года. Разовый подписной тираж (количество экземпляров, на которое оформлена подписка) составил 27 213,5 тыс. периодических печатных изданий. Рост подписных тиражей отмечен в 25 % региональных филиалов ФГУП «Почта России». Семь филиалов продемонстрировали результаты на уровне прошлого года. Рост объемов подписных сумм произошел в 50% региональных филиалов национального почтового оператора.

По итогам подписной кампании на второе полугодие 2013 года безусловным лидером, обеспечившим рост объемов подписных сумм в регионе на 15,6 %, стал УФПС Республики Ингушетия. Второй результат – у УФПС Чеченской республики (рост подписных сумм на 14%). Третий – у УФПС Республики Хакасия (12%).

Максимального роста подписных тиражей удалось добиться почтовикам Тульской области (рост тиражей на 9%). На втором месте – Ненецкий автономный округ (рост тиражей на 8,1%). Третьим тиражным рекордсменом стала Новосибирская область (рост на 5,4%).

Однако в целом по стране падение объемов почтовых подписных тиражей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 4,1 %, падение объемов подписных сумм – 0,1 %.

Характерной особенностью прошедшей подписной кампании стало ухудшение ситуации в регионах, традиционно считающихся самыми читающими. Это – Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Краснодарский край и Ростовская область. По абсолютным показателям, разовому подписному тиражу и совокупному объему подписных сумм, эти регионы по-прежнему лидируют, причем – в сильном отрыве от остальных. Но относительные показатели подписных лидеров оставляют желать лучшего.

Характерный пример – Республика Башкортостан. 5-6 лет назад республиканский УФПС неизменно становился лидером подписных кампаний по росту подписных тиражей и объемов подписных сумм. Плотность подписки в республике (количество подписок на 1000 жителей) колебалась в диапазоне от 500 до 600 экземпляров. Сегодня Башкортостан на втором месте по плотности подписки (438 экземпляров), лишь на 1 пункт уступая лидеру, Республике Северная Осетия (439 экземпляров). Помимо уменьшения плотности подписки, в республике в последние 2-3 года наблюдается снижение темпов роста подписных тиражей и подписных сумм. За последние 6 лет собираемый на второе подписное полугодие разовый тираж снизился с 2,1 млн. экземпляров до 1,78 млн. экземпляров. В подписную кампанию на 2013-2 регион продемонстрировал отрицательную динамику по подписным тиражам и объемам подписных сумм (относительно подписной кампании на второе полугодие 2012 года). Аналогичная картина в Татарстане, Краснодарском крае и Ростовской области.

В 2006-08 годы в подписке наблюдался рост тиражей и объемов подписных сумм. Но после экономического кризиса 2008 года началось постепенное ухудшение всех показателей рынка подписки. На подписку влияют негативные факторы, общие для всей медиаотрасли. Один из них – активное развитие интернета, ставшего сегодня основным каналом получения информации для молодежи. Но есть и «специфические» подписные проблемы. Среди них – низкое качество доставки при большей стоимости подписных изданий в сравнении с розничными.

Большинство экспертов медиарынка сходится в том, что выход подписной отрасли из кризиса невозможен без государственной поддержки печатной прессы. С 2008 года ФГУП «Почта России» получает дотации на частичное покрытие убытков от оказания услуг по доставке подписной прессы. Недостаточность этих дотаций стала причиной повышения почтовых тарифов на доставку подписных газет и журналов в подписную кампанию на второе полугодие 2013 года на 15%.

Результаты подписной кампании на второе полугодие 2013 года говорят о необходимости масштабной государственной поддержки подписки. Речь идет не только о дотировании доставки подписных изданий. В первую очередь, подписке необходима модернизация почтовой инфраструктуры, связанной с доставкой изданий подписчику. От готовности государства, в тесном взаимодействии со всеми участниками подписного рынка, провести эту модернизацию, зависит будущее подписки в России. 

 

Рейтинг подписных изданий

Пресс-служба АРПП