Екатерина, Вы очень давно работаете в комитете –с 2004 года. Лениздат.Ру составил рейтинг худших пресс-служб, и журналисты там упоминают в том числе и вас. Как Вы думаете, с чем могут быть связаны претензии в ваш адрес?
- А какого рода претензии?
- В том, что Вы никогда ничего не знаете, не берете трубку, не можете организовать взаимодействие между журналистами и комитетом. Журналисты об этом пишут в "Рейтинге худших пресс-служб города". С чем могут быть связаны эти претензии?
- Не могут до меня дозвониться? Странно. Мой телефон есть в интернете, он должен быть у всякого редактора уважающего себя издания, он есть у всех журналистов, пишущих про "социалку". Получается, что те, кто не дозванивается – люди ленивые или не имеют редакционного задания, или просто не хотят дозвониться. Порой я сержусь, когда журналист задаёт вопросы, совершенно не владея темой, заранее не подготовившись к "интервьюшечке". Очень тяжело разговаривать и работать, когда у представителя СМИ отсутствуют элементарные профессиональные навыки.
- Существует такое мнение, что пресс-секретарь на госслужбе – это слуга двух господ, и в этом заключается драма профессии. С одной стороны начальство – это власть, и вы связаны с ним трудовым договором, по которому у вас есть определенные обязательства, а с другой – у вас, как у госслужащей, есть обязательства перед обществом. Как Вы думаете, какой выбор должен делать пресс-секретарь, когда интересы власти и общества, а такое у нас в России случается, расходятся?
- Не совсем корректный, но "хороший" вопрос. Получается, что мое начальство – не госслужащие, и у них нет обязательств перед обществом? У меня, как у пресс-секретаря комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, нет нужды делать выбор между интересами власти и общества.
- А что бы Вы посоветовали пресс-секретарям, которые могли попасть в подобную ситуацию?
- Было моё интервью 2004 года на Лениздат.Ру под названием "Пресс-секретарь – это буфер". По-моему, там на сей счет были даны все рекомендации. Дело пресс-секретаря – донести верную информацию, которая не имела бы двояких толкований. А дальше – дело журналиста думать. Например, позвонил журналист и спрашивает: "Мы взяли интервью с колясочником, который говорит, что социальное такси подорожало, так ли это?". Слава богу, что он задался этим вопросом. Полная информация по этому вопросу есть на правительственном сайте в разделе комитета. Но я предлагаю выслать текст этой справки на его личную почту. А он спрашивает: "Зачем?". Отвечаю: "Почитаете, сами решите, – подорожало или нет".
- А почему Вы не объяснили это по телефону?
- По телефону я могу объяснить, но воспримет ли он на слух, запишет ли? Вопрос! На мой взгляд, лучше, когда у журналиста перед глазами есть текст, в котором всё разложено по полочкам, и он сам может делать выводы, кто прав, а кто виноват.Зачастую оказывается, что и проблемы-то нет.
- Вот, в связи с введением Семейного кодекса, с 1 января этого года некоторые категории семей лишились детского пособия. Благодаря петиции, эту ситуацию быстро поправили. Вы, как пресс-секретарь, не ответственны за эти решения, вы можете их только освещать. Но Вы чувствуете ответственность, если комитет принимает неправильные решения?
- Решение принимал не комитет. До внесения изменений в закон комитет направил рекомендательные письма во все отделы соцзащиты, функциональные центры с просьбой принимать заявления, а не отказывать, так как вопрос этот будет рассмотрен. Так и получилось – выплаты начислялись все равно с 1 января. С момента, когда стало понятно, что просто необходимо внести небольшое исправление, и все станет на свои места, требовалось некоторое время.
- Часто ли Вам приходится комментировать неприятные темы?
- Не знаю, что Вы подразумеваете под "неприятными темами"… Наверное, раз в два месяца, не чаще.
- А какие самые острые вопросы задают журналисты?
- К сожалению, журналисты разучились задавать острые вопросы.
- А какие задают –неприятные?
- А неприятных они не задают. Бывает, глупые задают, но обычно все-таки по существу. Хорошо то, что председатель комитета Александр Николаевич Ржаненков не боится говорить правду, идти в народ. Ведет постоянные приемы граждан, владеет ситуацией. Не зря он второй год – лучший чиновник, и не только по результатам конкурса.
- А что Вы не любите в журналистах?
- Некомпетентность. Многие чиновники, например, боятся стать героями сюжетов Татарова (Валерий Татаров – руководитель и ведущий общественно-политических проектов на телеканале "100 ТВ", – прим. Лениздат.Ру). Мы всегда идём навстречу редакции программы, понимая, что у каждого свой формат, своя аудитория. У каждого СМИ свои интересы, в конце концов, но никогда не надо забывать и о заказных материалах.
- Очень многие пресс-секретари имеют за плечами опыт журналистской работы и понимают ее специфику. Но журналистов – бывших пресс-секретарей – гораздо меньше.
- К сожалению, сейчас пресс-секретарей из журналистики очень мало. Была совершенно шикарная ситуация при Валентине Ивановне Матвиенко, когда практически все пресс-секретари были журналистами. Сейчас многие из них работают в бизнесе или снова в журналистике.
- Как Вы думаете, как можно исправить ситуацию, чтобы журналисты понимали пресс-секретарскую работу?
- Пресс-секретарь – тоже человек. И когда с ним разговариваешь по-человечески, как настоящий журналист, получаешь человеческий ответ.
- А часто журналисты невежливо себя с Вами ведут?
- Не часто. Но порой пользуются телефонным правом без предупреждения о том, что разговор записывается.
- В 2009 году комитет по госзаказу купил на полмиллиона искусственных цветов для одного такого учреждения. Уже одна цена навела всех на мысль о том, что это коррупционные происки. И как в такой щекотливой ситуации должен вести себя пресс-секретарь? К Вам обращались, помните такую ситуацию?
- Нет, такого не помню.
- В 2012 году у здания комитета молодежное движение "Молодежный прорыв" распилил "Золотой ботинок". Пообщаться с председателем, как сообщила пресса, активистам тогда так и не дали.
- Видимо, речь идет об ортопедической обуви. Это старая история или о неумных людях, которые поддаются на провокацию, или о проплате некого господина, у которого мы выиграли все суды.
- Тогда пообщаться активистам с председателем так и не дали.
- Активистов я не видела. Честно говоря, не помню их, не знаю. А журналистов мы потом позвали на брифинг с участием всех заинтересованных сторон.
- Некоторые пресс-секретари отмечают, что на отрицательную информацию журналисты слетаются как мухи, а когда комитет делает какие-то хорошие дела, представители прессы не торопятся освещать событие. Как должен пресс-секретарь привлекать журналистов и должен ли он их привлекать для освещения подобных мероприятий в принципе?
- Я думаю, что каждый из пресс-секретарей решает по-своему эту проблему.
- А Вы как?
- Я решаю в том числе и с помощью госконтрактов. Назовите, пожалуйста, издание, которое по доброй воле напишет что-нибудь хорошее о социальном работнике, который никого не убил, не зарезал, а помогает старикам или детям за очень небольшую зарплату; издание, которое отдаст под очерк о простом человеке, с хорошей фотографией, или о детях, оставшихся без попечения родителей, хотя бы полполосы?
- То есть, комитету сегодня приходится платить, чтобы о комитете хорошо написали?
- Да, нынче за хорошие новости надо платить.Но не о комитете, а о людях, работающих в социальной сфере.
- А что, как Вы считаете, недопустимо в работе пресс-секретаря?
- Недопустимо подставлять шефа и нарушать 10 известных заповедей, которых следует придерживаться как в жизни, так и в профессии.
- Имидж пресс-секретаря в прессе сильно влияет на имидж комитета?
- Сильно.
А пресс-секретарь несет за это ответственность?
- Конечно.
Ирина Журавлева
Источники: Lenizdat.ru