В опросе приняли участие 37 респондентов из Нижегородской области, представляющих 25 СМИ (2 ТВ, 10 печатных изданий, 9 информационных агентств, 4 радиостанции), а также 9 представителей нижегородского экспертного сообщества.
По данным экспертов, только 6% опрошенных признали, что СМИ в Нижегородской области являются «четвертой властью», чуть более половины (51,3%) придерживаются противоположной точки зрения. «43,3% опрошенных предпочли высказать свою точку зрения по данному вопросу, называя СМИ „инструментом обслуживания власти“, „инструментом чиновников для влияния на массы“, „тонкой прослойкой между тремя ветвями власти“», — констатируют эксперты.
По данным, изложенным в аналитической записке ФРИП, случаи вмешательства представителей органов власти в редакционную политику СМИ отметила почти половина опрошенных (48,8%), еще 19% респондентов сталкивались с данными обстоятельствами очень часто. «В целом 69% опрошенных отмечают в той или иной степени вмешательство органов власти в политику СМИ. Почти треть — 32% респондентов — очень редко или никогда не сталкивались с попытками чиновников влиять на СМИ, что позволяет Нижегородской области неплохо выглядеть на фоне других регионов России, однако по данному показателю регион отстает от стран Европы и США», — заявили эксперты ФРИП.
Как отмечают исследователи, «ненамного от органов власти по степени вмешательства в редакционную политику „ушли“ учредители (в том числе негосударственные), которые, по закону о СМИ, не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации». По данным ФРИП, «респонденты почти поровну разделились на две стороны: 48% опрошенных отметили вмешательство учредителей в редакционную политику, 16% утверждали, что это происходит часто, почти 52% либо не помнят подобных случаев, либо говорят о том, что они происходят «редко».
В целом же, по данным анкетирования, отвечая на вопрос об уровне свободы слова в регионе, более половины респондентов назвали его «скорее низким» (51,3%), треть опрошенных склонилось к противоположной точке зрения — «скорее высоким» уровень свободы слова считают 35%. Однако, как отмечают эксперты, общее число тех, кто критично относится к уровню свободы слова и считает его в целом низким, составляет 62,3% против 37,7% от опрошенных с полярной точкой зрения.
Резюмируя исследование, эксперты ФРИП делают вывод о том, что информационное пространство Нижегородской области по целому ряду показателей, в частности, по уровню свободы слова, по степени вмешательства представителей власти и учредителей в редакционную политику изданий является достаточно типичным для субъектов РФ, расположенных в европейской части России. «Хотя почти треть опрошенных (28%) отметила реакцию власти на критику как „конструктивную“, мнение журналистов и экспертов о возможности восприятия прессы как „четвертой власти“ в целом продемонстрировало пессимистическое отношение участников исследования к перспективам влиянии СМИ на политику и экономику области, что характерно для подавляющего большинства регионов страны, — заявили авторы исследования. — В то же время исследование показало достаточно высокую информационную открытость и доступность для комментариев как отдельных государственных пресс-служб, так и ключевых ньюсмейкеров региона, что выделяет область из ряда других субъектов РФ».
Напомним, 29 и 30 июля 2013 года в Нижнем Новгороде в рамках конференции «Единое информационное пространство Российской Федерации: тенденции, проблемы развития», организуемой Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям при поддержке Фонда развития информационной политики (г.Москва), прошли Дни прессы и социальной рекламы.
В десятках секций Дней прессы и социальной рекламы приняли участие более 100 руководителей СМИ и ведущих журналистов Нижегородской области, пресс-секретарей глав субъектов РФ, в том числе пресс-секретари главы Республики Башкортостан, губернаторов Калужской и Ульяновской областей, руководители и представители структур по взаимодействию со СМИ органов исполнительной и законодательной власти Владимирской области, Пензы, Ульяновска, Нижнего Тагила, правительства Красноярского края, и администраций муниципальных образований региона, представителей некоммерческих объединений, рекламных структур, экспертов в сфере коммуникаций и медиа, лидеров общественных объединений. Модераторами дискуссий выступили президент Фонда развития информационной политики Светлана Колесник, секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин, официальный представитель международного фестиваля рекламы Clio Awards Владимир Вайнер, советник Общественной палаты РФ Борис Пантелеев и другие.
Источник: Время Н