Черные полосы муниципалитетов

Поддерживая статус Петербурга как самого "читающего" города страны, 111 имеющихся в регионе муниципальных образований исправно закладывают в свои бюджеты весьма ощутимые расходы на собственные газеты. Иногда эти газеты действительно печатают.

И даже по вполне рыночным ценам. Однако часто, что следует из проведенного Лениздат.Ру анализа муниципальных бюджетов, сметы неоправданно завышены. Особенно это бросается в глаза при сопоставлении расходов с листочками "вордовской" верстки, гордо именуемыми официальными изданиями органов власти в некоторых МО. Впрочем, убогие дизайн и контент – это все же результат хоть какой-то работы. Собеседники Лениздат.Ру из числа депутатов навскидку вспоминают много примеров в самых разных муниципалитетах, когда бюджетные деньги испарялись вместе с тиражами газет, так и не дошедших до избирателей.

Красиво жить не запретишь

В среднем муниципальная газета обходится в миллион - полтора в год. Это - если не брать в расчет крошечные муниципалитеты-поселки, а выводить среднюю цифру из обычных образований, находящихся в черте города. При этом на 111 муниципалитетов хватает и тех, которые печатают свои издании по значительно более низким или, наоборот, высоким ценам.

Если не вдаваться в подробности затрат и специфику отдельных муниципалитетов, то суммарно больше всего денег в год уходит на СМИ в МО Ульянка (9 млн.), МО Южно-Приморский (6 млн.727 тысяч), МО Красненькая речка (5 млн. 404 тысячи), МО Город Сестрорецк (5 млн. 277 тысяч), МО Георгиевский (5 млн. 50 тысяч). Что любопытно, в газете МО Красненькая речка существует обязательная рубрика "Православие". 

Напротив, образец скромного расходования средств на СМИ – МО Город Кронштадт (650 тысяч). Советник главы администрации Кронштадского района Кирилл Смирнов связывает это с тем, что людьми, занимающимися местной газетой, не движет меркантильный интерес. 

- Думаю, что там работают профессионалы, которые живут в Кронштадте, многое знают про город. Скорее всего, они относятся к этому не как к способу заработка, а как к некоему способу времяпрепровождения. На муниципальном уровне, может быть, человеку знающему просто приятно о чем-то рассказывать жителям, какие-то факты, которые не всем видны. И газета сделана достойно – хорошая верстка, нормальные фотографии, толковые тексты. Поэтому мне кажется, что эти небольшие ресурсы тратятся исключительно на дело. 

Еще один пример экономии и качества – издание МО Светлановское. Там на скромные по меркам соседних округов 700 тысяч в год удается выпускать 32-страничный цветной журнал "События и размышления", наполненный собственным контентом. Журнал выходит раз в два месяца. Сопоставив его с газетой соседнего МО Сосновское (18 номеров в год по 8 полос) и подсчитав количество страниц в год с учетом формата полосы, можно заметить, что это примерно одного порядка расходы. Тем не менее, сосновская газета на свое обеспечение требует без малого два миллиона. То есть, разница почти в три раза. Это лишь один, и даже не самый вопиющий пример.

А самый вопиющий обнаруживается в МО Георгиевское – муниципалитета, даже безотносительно собственной прессы имеющего скандальную репутацию. Ко всему прочему добавились и сомнительнейшие расходы на газету. Их восьмистраничный "Георгиевский вестник", выходящий, в среднем, два раза в месяц, живет на пять с лишним миллионов в год. При этом оформлена газета весьма примитивно. 

С Вячеславом Макаровым и пономарем Милоновым

Пишут муниципалы - каждый о своем. Но есть и общие веяния. На Петроградской стороне, например, все местные газеты отличаются повышенной любовью к спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову. Издания МО Аптекарский остров, МО Кронверкское, МО Петровский округ, МО Чкаловское из номера в номер печатают различные обращения, поздравления Макарова, а также интервью с ним. Кроме них, обостренный интерес к личности политика проявляют в Василеостровском районе (МО 7, Морской, Васильевский), Адмиралтейском районе (МО Екатерингофский, Измайловское, Семеновский), Выборгском районе (МО №21, Академическое, Пискаревка, Финляндский округ). Симпатизируют Макарову и просто в отдельных муниципалитетах, не связанных между собой географически: его лицо часто можно встретить на передовицах муниципальных газет МО Черная речка, МО Малая Охта, МО Гагаринское, МО №72.

В основном, не отличается разнообразием и содержание газет, как будто плавно перетекающих одна в другую. Верстка, исполненная без чувства меры, броская гамма цветов, поздравления всему округу от того или иного чиновника, репортаж о событии уровня двора (конкурс, посадка дерева, концерт), формализованное интервью с чиновником или активным жителем муниципалитета, многочисленные объявления, и в конце – уже личные поздравления, нередко в стихах, адресованные самым долгоживущим. К этому обязательному "скелету" то там, то здесь добавляются гороскоп, кроссворд, рецепты, анекдоты. Из всех 111 газет не подпадают под это описание лишь изданий десять.

В частности, отличается газета МО Красненькая речка. Прежде всего, своей бешеной периодичностью (это 20-страничный еженедельник), притом, что Красненькая речка - скромный по численности и территории на фоне своих соседей по Кировскому району муниципалитет. Ноу-хау этой газеты – внимание к православию, выраженное в специальной рубрике, героем которой часто становится депутат и пономарь Виталий Милонов. Также в газете Красненькой речки находится место для православных календарей и всевозможных религиозных намеков. Например, православие сквозит в агитационных анонсах и в рубрике "Важно": "Приглашаем на встречи с отцом Георгием!". 

Отличается от других газета МО Остров Декабристов (24 стр, около 18 номеров в год). Щедрая на всевозможные графические приемы, нетривиальные иллюстрации и шрифты, она выходит на хорошей бумаге. Бюджету она обходится в 2,5 млн. в год. 

Главный по МО – главный по газете

Само существование муниципальных газет, в значительной своей массе безликих, не выглядит бесспорной необходимостью. Так, депутат муниципального совета МО Московская Застава от партии "Справедливая Россия" Ольга Корнеева считает нецелесообразным выпускать газету, в которой решающее слово принадлежит дилетантам. 

- Это выглядит смешным, - делится с Лениздат.Ру своим мнением Корнеева, - когда главным редактором муниципального издания является либо глава МО, либо кто-то из  непрофессиональных в этом плане сотрудников администрации. Я вообще считаю, что большинство наших муниципальных советов уже много лет грешат тем, что делают газету, что называется, "на коленке", обходясь либо собственными силами, либо силами неизвестно кого. И газета получается просто непрофессиональной. В то же время газеты, которые выпускаются людьми, имеющими отношение к журналистике, разительно отличаются как внешним видом, так и содержанием.

С этим мнением солидарна депутат Законодательного собрания от "Справедливой России", бывший декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина:

- Думаю, что все зависит от общего вкуса, культуры, понимания, что такое газета, - рассказывает Лениздат.Ру Шишкина. - Если в муниципалитете понимают силу печатного слова, что нужно не для отписки здравицы какие-то публиковать, то они пытаются построить с народом какой-то диалог. Но в основном муниципальные газеты очень одинаковые, прежде всего по тональности. Это такая агитка, блокнот агитатора, выступление главы муниципалитета перед народом, это очень скучная верстка, они как братья близнецы, чаще всего и форматом одинаковые. То, с чем я сталкивалась – это ну просто такой агитационный бюллетень: фотография главы в половину роста, он отчитывается…. К такому формату газеты пришли тогда, когда, по большому счету, власть перестали по-настоящему выбирать, поэтому и отношение к жителям изменилось, стало более формальным. Соответственно, и эти газеты - формальные издания, которые вроде как надо выпускать, и всё. Без них вроде бы не к лицу. Но чтобы вложить туда душу, творчество… Я думаю, что они элементарно не понимают, что это нужно делать по-другому и плюс боятся. Боятся острой информации и критики. 

Оценивая средний профессиональный уровень муниципальных газет, Марина Шишкина предположила, что с такими изданиями мог бы управиться и один человек.

- Я даже не знаю, что у них там за штат, кто может делать такой продукт, сколько человек? По идее, такую газету запросто может делать один человек и печатать ее за два часа. 

"Налоговая передает, пожарные предупреждают"

Ольгу Корнееву в отдельных муниципальных изданиях смущает сочетание бессодержательности и дороговизны расходных материалов. 

- Если мы возьмем в руки газету "Муниципальный округ Московская Застава", - продолжает Корнеева, - то мы увидим: дорогая офсетная бумага, хорошая верстка, но содержание абсолютно пустое. В каждом выпуске лишь два-три материала имеют отношение к деятельности муниципального совета и администрации, все остальное – официальная информация ведомственных структур различного уровня (прокуратура Московского района, МЧС и т.д.), либо информация, полученная из районной администрации. Все это должны публиковать (и, кстати,  публикуют) районные газеты. А их в Московском районе только на бюджетные деньги выходит две. Дублировать же информацию из этих газет, каждая из которых выходит тиражами по пятьдесят и семьдесят тысяч экземпляров – смешно и глупо. Но самое смешное, когда  на последней странице из номера в номер публикуются рецепты из поваренной книги, либо цитаты из Цицерона и Сенеки - и всё это, извините, за муниципальные деньги.

Апеллирует к контенту и глава МО Автово Геннадий Трусканов, объясняя, в свою очередь, почему газета "Автовские ведомости" так дорого обходится муниципальному бюджету (на СМИ в округе тратится 3 млн.658 тысяч).

- У нас все материалы авторские, - рассказал Трусканов. - Помимо сотрудников редакции для газеты пишут и сторонние авторы за отдельные гонорары. В противном случае мы могли бы перепечатывать скучную информацию а-ля "Налоговая передает", "Пожарные предупреждают" и пресс-релизы правящей партии, как некоторые делают. Это бы вообще никаких усилий и затрат не требовало. Как видно, независимость стоит денег. Индивидуальные, качественные материалы обходятся значительно дороже. 

Дороговизна "Автовских ведомостей" также объясняется и "старым советским форматом"

- Мы печатаем нашу газету в газетном комплексе. Может быть, ее где-нибудь можно было бы печатать и дешевле, но газету такого формата можно напечатать только в газетном комплексе. Потому что ее формат – как у старых советских газет, то есть А1. Я в наши дни ничего подобного больше не встречал на уровне муниципалитетов. В основном у всех формат раза в четыре меньше. Наверное, это главное объяснение, почему у нас дороже, чем у многих других.

Номера-невидимки

Как показывает опыт, беда не только в самой завышенной сумме, которая предназначается для какой-либо газеты на ближайший год. Для тех, кто занимается нецелевым растаскиванием денег, утвержденной бюджетной суммы бывает мало, даже если она с самого начала неадекватно велика. То есть, аппетит вырастает до завершения трапезы. Свидетелем подобного случая в недалеком прошлом была Ольга Корнеева: 

- Помнится, осенью 2011-го перед выборами депутатов Законодательного Собрания была очередная корректировка бюджета (муниципального образования – прим. Лениздат.Ру). Глава администрации попросил у депутатов МО Московская застава перебросить немалые дополнительные деньги на выпуск газеты, - рассказывает Корнеева. - Я ответила, что деньги уже выделены на все 12 номеров газеты. Спросила - на что же еще нужны средства? Ответили: в декабре планируют выпустить большой цветной спецвыпуск газеты к новогодним праздникам. Большинством голосов депутатов от "Единой России" поправка была принята. Весной на отчете  главы администрации об исполнении бюджета я задала вопрос: где обещанная новогодняя супергазета? Куда пошли выделенные на нее деньги?.. Те, кто отчитывались, смотрели на меня с изумлением. И я поняла, что об обещанной газете никто и не помнил.

Невыпущенных номеров газет бывает и значительно больше. Муниципальный депутат МО Автово Илья Шмаков (занимающийся также проблемами муниципалитетов Выборгского района) рассказывает о десятках не увидевших свет изданий.

- Когда моя деятельность была связана с МО №15, - рассказал Шмаков, - я обратил внимание на странности с их газетой. После майского выпуска появился июньский, но разница в номерах была около десяти. То есть, допустим, в мае выпускается номер 25, а следующий, в июне нумеруется к 35. В смете девять недостающих еженедельных номера были забиты, но по факту ничего не вышло. Если и вышло, то крайне ограниченным тиражом – потому что я проверял, эти мифические номера нигде не распространялись. Оказалось, что вот этот "резерв" они используют для своих нужд, связанных с выборами. Ситуация позволяет им напечатать газету задним числом, то есть в августе напечатать газету за май, каким угодно тиражом. Я вообще сомневаюсь, что они тратят деньги на эту газету. Они списывают деньги на печать, а на самом деле вполне возможно, что ее вообще не печатают, разве что несколько экземпляров, чтобы у них было где-то это подшито. 

Владимир Дукельский

Источник: Lenizdat.ru