С вещами — на выход?

Помещения, занимаемые редакцией «Красноярского рабочего» — старейшей газеты страны — продали, не уведомив об этом трудовой коллектив

Стандартная высотка редакционно-издательского корпуса, располагающаяся едва ли не в центре Красноярска, примыкает к типографии «Офсет» — бывшему издательству «Красноярский рабочий». В советские времена это был единый комплекс, построенный на партийные деньги, в том числе и на отчисления от издания главной краевой газеты.

С конца 91-го полиграфпредприятие и редакции стали жить отдельно. История, в общем-то, известная, но есть в ней и своя, красноярская, особенность. Если в большинстве регионов России гостипографии остались в федеральной собственности, то в Красноярске властям удалось забрать «Офсет» в собственность краевую.

Казалось бы, добились своего — управляйте по-хозяйски. Но местные чиновники показали своё бессилие. Директоров меняли, как перчатки, но с каждым годом типография влезала во всё большие долги. И это несмотря на то, что председателями совета директоров «Офсета» назначались заместители губернатора, его пресс-секретари, а в последнее время им является руководитель агентства печати и массовых коммуникаций.

Часть помещений редакционно-издательского комплекса спустили за долги без всяких конкурсов. В здании, где раньше квартировали только журналисты и полиграфисты, появились органы власти — представительство Эвенкии, госкорпорация «Красноярск-2020», следственный комитет, часть помещений выкупил муниципалитет. Только никто ни разу и ни на каких условиях не предлагал редакции «Красноярского рабочего» приватизировать частичку краевой собственности.

Может быть, это происходило потому, что газета всегда стремилась к независимости и даже обрела её в пору губернаторства Александра Хлопонина. До этого с редакцией воевал Александр Лебедь, но чиновники раз за разом проигрывали суды. Дело доходило до абсурда: генерал требовал прекратить распространение издания в соседней Хакасии, где правил его брат Алексей. В конце концов, власть успокоилась, напоследок скинув с крыши редакционно-издательского комплекса некогда светящиеся неоном логотипы «Красноярского рабочего», которые были видны издалека и бросались в глаза не только рядовым горожанам.

Когда нынешней весной за долги перед банком было решено продать оставшиеся помещения в высотке, чиновники поступили хитро. Они объявили торги единым имущественным комплексом — на семь этажей и подвалы. Журналисты узнали о намерениях властей избавиться от своей собственности по огромному баннеру: «Это здание продаётся». Но участвовать в конкурсе было бессмысленно — недвижимость оценивалась в 140 миллионов рублей. Покупателей не нашлось, и тогда совет директоров «Офсета» потихонечку изменил условия продажи, выставив на торги отдельные этажи.

Делали это явно в спешке. Решение приняли 4 июня — торги назначили уже на 10 июля. На сайте госзакупок информационное сообщение о проведении нового аукциона появилось, но узнали о нём немногие — лишь близкие к чиновникам люди. Если вы сами попробуете найти нужную информацию на этом интернет-ресурсе — согласитесь с этим. Совпадение это или нет, но официальный сайт «Офсета» — ОАО со стопроцентным государственным участием, где тоже появляется подобная информация, перестал работать.

Редакцию «Красноярского рабочего», многолетнего арендатора, об изменении условий аукциона в известность не поставили, хотя вполне могли бы — хотя бы из чувства парнёрства. Ведь найти для выкупа собственных помещений 16 миллионов — совсем не то, что отыскать 140. Но в планы организаторов торгов входило, видимо, другое.

О том, что этажи, где располагается «Красноярский рабочий», проданы, главный редактор Владимир Павловский узнал от будущих хозяев. Сейчас документы на сделку лишь оформляются, но розовощёкие, мускулистные парни, пришедшие для знакомства, уже заявили: в сентябре предложат новые условия аренды. В чём заключается новшество? В повышении арендной ставки — примерно вдвое. Для коллектива это существенный удар.

— Я не против рыночных отношений, — говорит Владимир Павловский, — но в Красноярском крае нет рынка в медийной сфере. Региональная власть настойчиво его разрушает, создавая условия для существования только государственной прессы и ничуть не заботясь о независимых СМИ. Ей не нужна открытость — ей нужна покорность. Красноярцам бесплатно раздают газеты для промывки мозгов — «Наш Красноярский край», «Городские новости» — общим тиражом более 80 тысяч экземпляров. К этому нужно добавить 40-тысячный тираж «Российской газеты», еженедельно разносимый почтальонами по домам и квартирам малоимущих и пенсионеров. Согласитесь, что каждому читателю «Красноярского рабочего», тратящему за год на подписку 1,5 тысячи рублей, нужно орден вешать на грудь за верность газете. Только людей таких становится всё меньше и меньше. Не все могут бороться с искушением получать халявное издание, даже если оно совсем не интересно.

Раньше, когда здание находилось в краевой собственности, удавалось хоть как-то, но всё же соблюдать баланс интересов. Предыдущая попытка — ещё со стороны «Офсета» — повысить арендную плату привела к компромиссу: «Красноярский рабочий» перевёл печатание всех своих газет в эту типографию. Таково было условие чиновников рангом чуть ниже губернатора. Условие, явно выгодное для типографии, остановившейся в шаге от банкротства. Теперь же, в ответ на явно недружественный шаг, редакция думает о возвращении к старым партнёрам.

События продолжают развиваться. Новый собственник этажа, на котором располагается редакционный архив, предупредил об экстренном выселении: ему потребовалось срочно делать перепланировку и ремонт помещений, а попросту — рушить стены. Редакция на шантаж не поддалась, поскольку срок действия договора с «Офсетом» ещё не истёк. Между тем настоящей головной болью является то, что в архиве том, помимо кадровых, бухгалтерских документов и книг, находятся подшивки «Красноярского рабочего», начиная с 1927 года. Это ведь настоящая история Красноярского края. В библиотеках подшивки есть, но там они обветшали от частых просмотров, а кое-где и изрезаны, исписаны нерадивыми читателями.

Руководство «Офсета» объясняет свои действия по продаже помещений не только желанием хоть частично рассчитаться с банком-кредитором, но и избавлением от непрофильных активов. Хотя что ему мешало и дальше «стричь купоны с арендаторов», как это собираются делать частники, объяснить трудно.

Странно и другое: непрофильные помещения, занимаемые редакцией государственной газеты «Наш Красноярский край», в отличие от красрабовских, на торги не выставлялись.

Источник: НВ