Разработкой такого законопроекта занимается комитет по управлению городским имуществом, рассказал руководитель методического управления комитета Анатолий Ким. По его словам, на альтернативный участок могут претендовать арендаторы, у которых нет просрочек по аренде в течение года. Проект на стадии согласования, это может занять два месяца, добавляет Ким. Пока просить новые участки могут компании, с которыми по инициативе города был расторгнут договор аренды.
Представители комитета по печати и взаимодействию со СМИ на совещании с директорами фирм-распространителей в начале августа рассказали, что более 300 действующих газетных киосков не имеют согласования в новой схеме размещения. В соответствии с постановлением правительства Петербурга от 27.09.2012 схему разрабатывает комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР). Документ, вступивший в силу 1 января 2013 г., запрещает ставить киоски в охранных зонах инженерных сетей, на тротуарах шириной менее 3 м, а также ближе 5 м от пешеходных переходов. Участки новой адресной программы будут распределяться на торгах.
На включение в схему объектов по реализации печатной продукции рассмотрено 945 заявок, говорит зампред КРППР Лидия Громова. По ее словам, из них более 578 участков включено в схему. Хозяевам остальных 367 отказано — в основном потому, что участки находятся в охранной зоне электрических и тепловых сетей, а также на газонах и узких тротуарах, объяснила она. Киоски в охранной зоне инженерных сетей могут затруднить доступ для ремонта или устранения аварийной ситуации, говорит представитель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Анатолий Тарасов.
Предоставлять альтернативные участки — единственная возможность сохранить систему распространения печати, говорит гендиректор «Нева-пресс» Ирина Васильева.
Газетные киоски требуют обновления, замены, рассуждает представитель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александр Лобков. Он предлагает увеличить срок аренды для киосков до 10 лет (сейчас от трех до пяти лет). По его словам, это позволит компании вернуть вложения и, наверное, извлечь какую-то прибыль.
Инвестиции в строительство киоска с оборудованием, подключением к электросетям, благоустройством могут составлять около 1 млн руб., говорит Васильева. Обычно площадь киоска — 6 кв. м, месячная выручка в среднем около 115 000 руб., срок окупаемости может составлять более 10 лет, говорит гендиректор ООО «Пресса» Елена Салтыкова.
Приказ главы Минсвязи «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах РФ» от 31.07.2013 предусматривает в городах не меньше одного киоска прессы на 1500 жителей. Население Петербурга превышает 5 млн человек (данные Росстата). Комитет по печати разрабатывает программу по увеличению количества киосков на 1000 объектов, их планируется размещать в комплексе с павильонами на остановках транспорта, говорит Лобков.
Остановочные комплексы генерируют большой потребительский поток, говорит Салтыкова. По ее словам, переоборудование, переоформление и согласование с властями новых остановочных комплексов может занять больше года.
Киоски должны заниматься распространением сопутствующей продукции, говорит Лобков. По его словам, будет устанавливаться перечень таких товаров, комитет не планирует включать в него алкоголь и сигареты. Газетно-журнальный киоск — низкорентабельный бизнес, продажа сопутствующего ассортимента привлекает клиентов, говорит Васильева.
***
В Петербурге газеты и журналы продает около 1000 специализированных киосков, 150 мини-маркетов, а также 1500 точек сетевого ритейла и АЗС, сообщала ранее депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Марина Шишкина. Рынок распространения периодики она оценивала в 5,1 млрд руб., на киоски в 2012 г. пришлось 46% продаж печатных изданий (в экземплярах).
Евгений Федоров, Полина Гриценко
Источник: Ведомости – Санкт-Петербург